1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования для предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования для участия в голосовании вместо избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, участника общероссийского голосования, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Комментарий к Ст. 5.22 КоАП РФ
1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом нарушения выступают общественные отношения, связанные с организацией и порядком голосования на выборах и референдуме. Непосредственный объект — установленный законом порядок выдачи и получения избирателем (участником референдума) бюллетеня для голосования и самого голосования на выборах (референдуме).
Порядок получения (выдачи) бюллетеней для голосования на выборах (референдуме) устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах.
В ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлено, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других лиц не допускается, что исключает контроль за волеизъявлением избирателей, предотвращает возможное искажение их волеизъявления и фальсификацию итогов голосования и результатов выборов (референдума) (п. 4).
Бюллетень выдается членом избирательной комиссии (комиссии референдума) гражданину, включенному в список избирателей (участников референдума), по предъявлении паспорта (или документа, заменяющего паспорт гражданина), а если избиратель (участник референдума) голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения (п. 5 ст. 64 от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
При получении бюллетеня избиратель (участник референдума) проставляет в списке избирателей (участников референдума) серию и номер своего паспорта (или документа, заменяющего паспорт гражданина). С согласия избирателя (участника референдума) либо по его просьбе это может сделать член участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель (участник референдума) проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей (участников референдума) в получении бюллетеня. Член участковой комиссии, выдавший избирателю (участнику референдума) бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей (участников референдума) (п. 6 ст. 64 от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Заполненные бюллетени опускаются избирателями (участниками референдума) в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании (п. 11 ст. 64 от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
2. Объективная сторона правонарушения выражается в одном из следующих вариантов правонарушающих действий, описанных в комментируемой статье:
— в выдаче бюллетеня для голосования гражданину (физическому лицу), не имеющему права голосования на данном избирательном (референдумном) участке. В этом случае, как правило, гражданин вносится в список избирателей (участников референдума) и расписывается напротив своей фамилии за получение бюллетеня;
— в выдаче гражданину бюллетеня (или бюллетеней) для голосования за других избирателей (участников референдума), например за родственников или соседей. В этом случае гражданин также может расписаться в списке избирателей (участников референдума) за этих лиц, не явившихся на участок для голосования;
— в выдаче гражданину одного или более бюллетеней с целью предоставления ему возможности проголосовать более одного раза. При этом он может и не расписываться в списке избирателей (участников референдума) за получение бюллетеней, что впоследствии могут сделать члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума);
— в выдаче гражданину нескольких уже заполненных кем-то из членов избирательной комиссии (комиссии референдума) бюллетеней для отпускания их в ящик для голосования.
Данное правонарушение совершается только в форме действий. Оконченным оно считается с момента незаконной выдачи (ч. 1) или получения (ч. 2) бюллетеня для голосования.
Данное правонарушение может быть сопряжено с уголовно наказуемыми действиями по фальсификации итогов голосования и результатов выборов (референдума), совершаемым с использованием так называемых «вбросов» бюллетеней для голосования и влекущим ответственность по ст. 142.1 УК РФ.
3. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является член участковой или иной избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса, а по ч. 2 этой же статьи гражданин — избиратель (участник референдума), незаконно получивший бюллетень (или бюллетени) для голосования. Согласно закону полномочиями по выдаче избирателям (участникам референдума) бюллетеней для голосования наделены только члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса (см. п. п. 22, 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
4. Субъективная сторона этого правонарушения характеризуется только умышленной формой вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ и комментарий к ней). В случае совершения первого из вышеназванных деяний обязательным признаком субъективной стороны состава правонарушения является также цель — предоставление возможности гражданину проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, что, естественно, довольно трудно доказывать на практике.