Неперечисление, а равно перечисление в неполном объеме или с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 5.21 КоАП РФ
1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом выступают отношения по поводу финансирования выборов и референдумов. Непосредственный объект правонарушения — установленные законом правила, касающиеся своевременного перечисления из бюджета финансовых средств избирательным комиссиям (комиссиям референдума) на подготовку и проведение выборов (референдума).
Общие условия финансового обеспечения подготовки и проведения выборов (референдума) за счет средств бюджета установлены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ст. ст. 57 — 60), другими федеральными законами, законами субъектов РФ.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов (п. 1 ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Аналогичным образом через систему избирательных комиссий (комиссий референдума), являющихся главным распорядителем этих бюджетных средств, осуществляется финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума.
Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии РФ, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в федеральные органы государственной власти (общероссийского референдума), устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ по согласованию с Центральным банком РФ (См. Инструкцию о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, утвержденную Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 21.08.2007 N 26/196-5).
Аналогичный порядок перечисления денежных средств, выделенных из регионального бюджета, местного бюджета избирательной комиссии субъекта РФ, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти субъекта РФ, в органы местного самоуправления (регионального и местного референдумов), устанавливается избирательной комиссией субъекта РФ по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка РФ в субъекте РФ. Денежные средства перечисляются через систему органов федерального казначейства на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка РФ, а в случае их отсутствия — в филиалах Сбербанка РФ.
В комментируемой статье в числе получателей финансовых средств указаны не только избирательные комиссии (комиссии референдума), но и кандидаты, избирательные объединения, инициативные и иные группы участников референдума. Однако в настоящее время законодательство о выборах и референдумах не предусматривает бюджетное финансирование избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений, инициативных и иных групп по проведению референдума. Соответственно бюджетные средства на их специальные счета избирательными комиссиями (комиссиями референдума) не перечисляются.
2. Данное правонарушение совершается, как правило, в форме бездействия со стороны уполномоченного должностного лица, которое не осуществляет перечисление избирательным комиссиям (комиссиям референдума) денежных средств, предназначенных в соответствующем бюджете для проведения выборов (референдума).
Правонарушение может характеризоваться также в перечислении уполномоченным должностным лицом денежных средств с нарушением установленных законом сроков (10 дней).
Оконченным правонарушение считается с момента истечения срока, установленного для перечисления денежных средств. Перечисление их уже после установленного срока не освобождает виновное должностное лицо от административной ответственности по данной статье.
3. Субъект данного правонарушения специальный — должностное лицо органа государственной власти, органа местного самоуправления, кредитной организации, отделения связи. В частности, это наделенные соответствующими полномочиями руководители:
— федеральных органов исполнительной власти (Министерства финансов РФ);
— органов исполнительной власти субъектов РФ (правительств, администрации субъектов РФ, министерства финансов (или финансовые управления, департаменты);
— органов местного самоуправления (например, финансовые управления, комитеты местных администраций);
— кредитных организаций. Имеются в виду директора, управляющие и т.п. руководители банков, через которые осуществляется перечисление финансовых средств избирательным комиссиям (комиссиям референдума) на подготовку и проведение выборов (референдума);
— отделений связи. Заведующие и иные руководители отделений почтовой связи могут быть субъектами административной ответственности только в случае перечисления через них бюджетных средств на счета избирательных комиссий (комиссий референдума).
4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной либо неосторожной виной (например, в случае небрежности, забывчивости своевременного перечисления средств и т.п.).