Статья 5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов

1. Нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

2. Непредоставление государственной или муниципальной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок соответственно эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.5 КоАП РФ

1. В комментируемой статье предусмотрены два состава административных правонарушений. Их общим объектом являются урегулированные законодательством общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов (в том числе с участвующими в них средствами массовой информации). Родовым объектом административного нарушения является правовой порядок участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов (референдумов). Непосредственный объект правонарушения, судя по диспозиции настоящей статьи, это порядок опубликования (обнародования) информационных и агитационных материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов (референдумов), в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях (ч. 1), а также права и полномочия избирательных комиссий (комиссий референдума) по информированию избирателей (участников референдума) (ч. 2).

Порядок информационного обеспечения выборов и референдумов достаточно полно урегулирован действующим законодательством, которое составляют, прежде всего, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ст. 30 п. 2, гл. VII — ст. ст. 44 — 47, 48 — 56), а также другие федеральные законы (например, Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» — ст. 16 и др.), иные нормативные правовые акты. Такой порядок включает в себя нормы, регулирующие информирование избирателей (участников референдума) и предвыборную агитацию (агитацию по вопросам референдума).

Основные правила и требования данного порядка в отношении средств массовой информации, нарушения со стороны которых влекут административную ответственность по комментируемой статье, заключаются в следующем.

Информирование избирателей о ходе подготовки и проведения выборов (референдумов), о сроках и порядке совершения избирательных действий (действий по участию в референдуме), о содержании законодательства о выборах и референдумах, о кандидатах и избирательных объединениях осуществляется через средства массовой информации. При этом содержание размещаемых в них информационных материалов должно быть объективно, достоверно и не должно нарушать равенство кандидатов и избирательных объединений (п. 2 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий (мероприятий, связанных с референдумом), должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, в том числе по времени освещения их деятельности и объему печатной площади (п. 5 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Согласно Закону некоторые предвыборные информационные документы и материалы подлежат обязательному опубликованию. Решения избирательной комиссий (комиссии референдума), непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов (референдума), публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей (участников референдума) иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом. При этом не подлежат публикации такие сведения о кандидатах, как серия и номер паспорта (или документа, заменяющего паспорт гражданина), дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт, а вместо адреса места жительства кандидата указывается лишь наименование субъекта РФ, района, города или иного населенного пункта (п. 2 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), что согласуется с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ.

Помимо решений избирательных комиссий (комиссий референдума) к другим материалам информационного и агитационного характера, подлежащим опубликованию (обнародованию) в период избирательной кампании, относятся всякого рода официальные сообщения, разъяснения, планы, памятки, списки и другие информационно-справочные документы, исходящие от избирательной комиссии (комиссии референдума). Что касается публикуемых (обнародуемых) агитационных материалов, то таковыми обычно являются предвыборные программы, заявления, доклады, плакаты, передачи, телесюжеты и т.п.).

Разновидностью информирования избирателей (участников референдума) является опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами. При их опубликовании (обнародовании) обязательно указываются: организация, проводившая опрос, время его проведения, число опрошенных (выборка), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точная формулировка вопроса, статистическая оценка возможной погрешности, лицо (лица), заказавшее (заказавшие) проведение опроса и оплатившее (оплатившие) указанную публикацию (обнародование).В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами (ст. 46 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Еще больше ограничений и запретов содержит установленный законом правовой порядок проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) в средствах массовой информации. Периодические печатные издания, организации телерадиовещания, участвуя в предвыборной агитации, могут публиковать (обнародовать) агитационные материалы как на бесплатной, так и на платной (договорной) основе, но на равных для всех кандидатов и избирательных объединений основаниях (в равном количестве, на равных условиях оплаты, в одно время выхода в эфир и др.).

Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной и иных групп по проведению референдума в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет) не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается также агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения (п. 1 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

При проведении предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных формах. Кроме того, запрещается агитация, нарушающая российское законодательство об интеллектуальной собственности (п. 1.1 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

В случае нарушения установленного законом порядка проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) со стороны средств массовой информации соответствующая избирательная комиссия (комиссия референдума) обязана обратиться в правоохранительные органы, суд с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к юридической ответственности (п. 8 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), в том числе по комментируемой статье КоАП РФ.

2. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, составляют действия (или бездействие), посягающие на установленный законом «порядок опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов», выражающиеся в неисполнении (несоблюдении и ином нарушении) вышеуказанных и иных правил, ограничений и запретов.

Например, нарушение может состоять в обнародовании в средствах массовой информации или в Интернете в день голосования до момента окончания голосования данных об итогах голосования, о результатах выборов (референдума), что запрещено законом (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Закон устанавливает, что государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять избирательным комиссиям (комиссиям референдума) не позднее чем в пятидневный срок со дня обращения соответственно бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь для передачи и размещения информации о выборах (референдуме) (п. 18 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Понятие и критерии отнесения организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и периодических печатных изданий к государственным или муниципальным даны в ч. ч. 1 и 2 ст. 47 указанного Федерального закона.

Применительно к указанным средствам массовой информации объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, выражена более конкретно, нежели просто указание на нарушение «порядка опубликования (обнародования) материалов» (ч. 1). На практике правонарушающие действия (бездействие) могут проявляться в отказе, уклонении государственных или муниципальных средств массовой информации от представления избирательным комиссиям эфирного времени или печатной площади для опубликования (обнародования) своих материалов и документов.

Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, считается оконченным с момента совершения действий, нарушающих порядок опубликования (обнародования) материалов, связанных с выборами (референдумом). Наступление (или ненаступление) каких-либо неблагоприятных последствий не влияет на квалификацию правонарушения.

3. Субъекты правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, достаточно четко обозначены в ее диспозиции:

— главный редактор (как должностное лицо);

— редакция средства массовой информации;

— организация, осуществляющая теле- и(или) радиовещание;

— иная организация, осуществляющая выпуск или распространение средства массовой информации (как юридические лица), являющиеся таковыми в соответствии с критериями гражданского законодательства (ст. 48 ГК РФ).

Как определено в ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1, под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации. В большинстве случаев главный редактор является должностным лицом, что соответствует критериям, обозначенным в ст. 2.4 КоАП РФ. В ряде случаев главный редактор может осуществлять свои полномочия на общественных началах, совмещая их с другой официальной должностью в этой же организации.

Вопросы вызывает общее указание в диспозиции на термин «редакция» — является ли она субъектом административной ответственности по данной статье? Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Из этого следует, что редакция — не всегда юридическое лицо. Порой редакция — это всего лишь объединение (коллегия) граждан (сотрудников), выполняющих общие задачи и конкретные индивидуальные полномочия, не имеющее государственной регистрации в качестве юридического лица. Отсутствие такого статуса не позволяет считать это объединение (редакцию) субъектом данного административного правонарушения. В подобных случаях необходимо выяснять вину конкретного лица, допустившего нарушение, и лица, обязавшего подчиненного работника в силу служебных полномочий совершить противоправное действие (бездействие). Это может быть главный редактор, заместитель главного редактора, так называемый выпускающий редактор или другой сотрудник — член редакции.

Что касается вопроса о субъектах административной ответственности по ч. 2 комментируемой статьи, то ими могут быть вышеназванные должностные лица, осуществляющие свои функции и полномочия в государственной или муниципальной организации, осуществляющей теле- и(или) радиовещание, редакция государственного или муниципального периодического печатного издания, а также сами эти организации как юридические лица.

4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется умышленной формой вины со стороны физических лиц. Но характер противоправного поведения лица не исключает совершение отдельных действий (либо бездействия) и по неосторожности (например, в случае просрочки представления печатной площади или эфирного времени по причине халатности руководителя средства массовой информации).

Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, нужно отличать от других нарушений порядка и условий предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), предусмотренных, в частности, ст. 5.12 КоАП РФ.