Статья 5.4 КоАП РФ (действующая редакция). Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума

Нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.4 КоАП РФ

1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность должностных лиц за нарушение порядка представления сведений об избирателях (участниках референдума).

Общим объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов в федеральные и региональные органы государственной власти и в органы местного самоуправления (с проведением референдумов), а также с реализацией гражданами избирательных прав (права на участие в референдуме). Родовым объектом нарушения является нормальная правомерная деятельность соответствующих избирательных комиссий (комиссий референдума), осуществляющих сбор (получение) сведений об избирателях (участниках референдума) и составляющих на их основе списки избирателей (участников референдума). Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является урегулированный законодательством порядок представления сведений об избирателях (участниках референдума) избирательным комиссиям (комиссиям референдума).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Порядок представления сведений об избирателях (участниках референдума) в избирательные комиссии (комиссии референдума) регламентируется законодательством, которое составляют, прежде всего, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ст. 17), а также иные федеральные законы (например, Федеральный закон от 10.01.2003 N 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе «Выборы»), другие федеральные и региональные нормативно-правовые акты.

Такой порядок представления сведений включает в себя требования о соблюдении правил:

— обязательности представления сведений;

— представления сведений в установленный срок;

— представления необходимого объема сведений в рамках установленной формы.

Кроме того, закон требует, чтобы представляемые сведения были достоверными. Именно об этом упоминается в п. 7 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ: лица, представляющие сведения об избирателях (участниках референдума), несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременное их представление.

На основании сведений об избирателях (участниках референдума), представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или должностным лицом, соответствующие избирательные комиссии (комиссии референдума) составляют (в том числе с использованием ГАС «Выборы») отдельно по каждому участку списки избирателей (участников референдума), используемые на выборах (референдумах) (п. 7 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

2. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, составляет действия (активное поведение) или бездействие, выражающиеся в невыполнении (или в ненадлежащем выполнении) указанных требований (непредставление сведений об избирателях (участниках референдума), представление таких сведений с нарушением установленного срока, представление неполных сведений — не в рамках установленной формы). Объективная сторона данного состава правонарушения охватывает также случаи представления недостоверных сведений (например, с включением в них несуществующих избирателей и т.п.).

Закон не связывает объективную сторону правонарушения с наступлением каких-либо неблагоприятных последствий. Данное административное правонарушение считается оконченным с момента совершения действий, нарушающих порядок предоставления сведений об избирателях (участниках референдума). Для привлечения к ответственности по комментируемой статье достаточно самого факта правонарушения, независимо от того, наступают негативные последствия или нет, ибо они «за рамками» объективной стороны данного нарушения.

3. Субъектами данного правонарушения являются только должностные лица, на которых законом возложена обязанность представления сведений об избирателях (участниках референдума) в избирательные комиссии. Потенциально такими лицами могут быть те, кто формирует и уточняет сведения об избирателях (участниках референдума) и которые названы в п. 6 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Это, прежде всего, глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения (в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ — глава администрации города федерального значения или руководитель территориального органа его исполнительной власти), а также:

— командир воинской части;

— руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации за рубежом.

Именно они как уполномоченные должностные лица направляют сведения об избирателях (участниках референдума) в территориальные избирательные комиссии (комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых — в окружные избирательные комиссии (в случаях, предусмотренных законом, — в участковые комиссии) сразу после назначения дня голосования (или после образования этих комиссий).

4. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины (подробнее см. п. 4 комментария к ст. 5.3 КоАП РФ).