1. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования, получение которых предусмотрено законом, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей.
2. Выдача председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, заверенной копии протокола избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или общероссийского голосования, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 5.6 КоАП РФ
1. В комментируемой статье предусмотрены два состава административных правонарушений в сфере осуществления наблюдения (контроля) за проведением голосования, подсчетом голосов и установлением итогов выборов и референдумов. Их общим объектом являются общественные отношения, связанные с проведением свободных демократических выборов и референдумов (в том числе с участием в них лиц, указанных в данной статье). Родовым объектом обоих административных нарушений является деятельность указанных в статье лиц по осуществлению наблюдения за ходом голосования и установлением итогов голосования на выборах (референдумах). Непосредственный объект правонарушения, судя по диспозиции комментируемой статьи, это права членов избирательной комиссии (комиссии референдума), наблюдателей, иностранных наблюдателей, доверенных лиц и уполномоченных представителей кандидатов, избирательных объединений, членов и уполномоченных представителей инициативных групп по проведению референдума, представителей средств массовой информации (ч. 1), в том числе право на получение достоверной и надлежащим образом заверенной копии протокола об итогах голосования (ч. 2).
Правовой статус, полномочия (права и обязанности) вышеуказанных лиц как участников избирательного (референдумного) процесса установлены и гарантированы Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, а также иными федеральными и региональными законами о выборах и референдумах.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Так, статус члена избирательной комиссии (комиссии референдума) как с правом решающего, так и совещательного голоса, его права и обязанности определен ст. 29 указанного Федерального закона. Наблюдатель, как сказано в п. 42 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ — это гражданин, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии (комиссии референдума) в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов и референдума. Иностранный (международный) наблюдатель — это представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в установленном законом порядке наблюдение за подготовкой и проведением выборов и референдумов (п. 43 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Полномочия (права и обязанности) наблюдателей определены в п. п. 9 — 10 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Условно разбив день голосования на три части, можно также и права наблюдателей разделить на три группы.
До начала голосования наблюдатель имеет, в частности, право:
— находиться в помещении для голосования и участвовать в осмотре ящиков для голосования перед их опечатыванием;
— знакомиться со списком избирателей (участников референдума), чтобы выяснить их общее количество на конкретном участке.
Во время голосования наблюдатель имеет право:
— находиться в помещении для голосования и наблюдать за выдачей бюллетеней;
— присутствовать при проведении голосования избирателей (участников референдума) вне помещения для голосования;
— собирать промежуточные сведения о количестве проголосовавших и передавать их в предвыборные центры (штабы) избирательных объединений (политических партий), зарегистрированных кандидатов;
— обращаться к председателю участковой комиссии с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования.
По окончании голосования наблюдатель вправе:
— осматривать стационарные и переносные ящики для голосования на предмет сохранности печатей (пломб);
— наблюдать за процессом подсчета голосов избирателей (участников референдума) и погашением неиспользованных бюллетеней;
— знакомиться с протоколами соответствующих участковых комиссий об итогах голосования и получать их копии, заверенные в установленном порядке;
— обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии в вышестоящую комиссию или в суд.
Согласно закону представитель средства массовой информации — это лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации (п. 52 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Находящийся на участке в день голосования, он, по сути, приравнивается в своих правах к наблюдателю (см. п. 11 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Доверенные лица, назначаемые кандидатом, избирательным объединением, также могут находиться на избирательном участке и наблюдать за ходом голосования и подсчетом голосов (п. 1 ст. 30, ст. 43 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
В комментируемой статье речь идет не о всех правах указанных лиц, а лишь о так называемых контрольных правах, в частности о праве на осуществление наблюдения и своевременное получение информации и копий избирательных документов (прежде всего, протокола участковой комиссии об итогах голосования).
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в совершении действий (или бездействия), повлекших нарушение так называемых контрольных прав лиц, перечисленных в ней.
Как свидетельствует практика, в последние годы чаще всего нарушения таких прав проявляются в следующих действиях:
— отказ указанным лицам в представлении информации или документов (в том числе в представлении копии протокола об итогах голосования);
— запрет указанным лицам на проведение фото- и видеосъемки на избирательном участке;
— отказ члену избирательной комиссии (прежде всего с правом совещательного голоса) в праве на ознакомление с документами соответствующей комиссии;
— отказ наблюдателю в допуске на избирательный участок;
— удаление наблюдателя из помещения для голосования на избирательном участке и др.
В ряде случаев посягательство на права указанных лиц осуществляется путем совершения активных физических действий (например, когда наблюдателя физически не допускают в помещение избирательного участка, где проводится голосование, либо физически уводят (удаляют) из помещения, в том числе с помощью работников полиции). Но иногда правонарушение совершается в форме пассивного поведения (т.е. бездействия) — например, если председатель комиссии (или иное уполномоченное лицо), игнорируя даже требования наблюдателей о необходимости соблюдения закона, не предоставляет для ознакомления документы или не выдает их заверенные копии. Еще пример бездействия — неоповещение члена избирательной комиссии (в том числе — с правом совещательного голоса) о предстоящем заседании комиссии.
3. Законодательство о выборах и референдумах предусматривает возможность получения лицами, перечисленными в комментируемой статье, заверенных копий протоколов избирательной комиссии (комиссии референдума) об итогах голосования, о результатах выборов или референдума. В целях гарантирования этого права законом установлены соответствующие обязанности председателя избирательной комиссии (комиссии референдума) и иных уполномоченных лиц и необходимые для этого правила. Порядок выдачи копий протоколов указанным лицам определен п. 29 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, а правила заверения копий протоколов и иных документов установлены п. 12 ст. 30 этого же Закона. Заверение указанных копий производится председателем, заместителем председателя или секретарем соответствующей комиссии (но не иными ее членами). При этом на копии документа (протокола) должна быть соответствующая запись: «Верно» или «Копия верна», подпись, фамилия и инициалы заверившего ее лица, дата, время и печать соответствующей комиссии. Копия протокола по требованию любого из указанных в статье лиц выдается немедленно после его подписания членами комиссии. Факт выдачи заверенной копии протокола отмечается в соответствующем реестре, а лицо, получившее копию, расписывается в нем.
Объективную сторону правонарушения, указанного в ч. 2 комментируемой статьи, составляют два вида действий, совершаемых уполномоченными лицами в нарушение вышеуказанных требований и правил:
— выдача копии протокола избирательной комиссии (комиссии референдума), содержащей данные, не соответствующие данным первого экземпляра протокола (речь идет не только о полностью, но и частично сфальсифицированном протоколе, ибо согласно п. 29 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ лицо, заверившее копию протокола, несет ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в ней, данным самого протокола);
— заверение таких копий с нарушением требований, установленных законом (например, в выданной копии протокола не указаны дата и время ее заверения или не проставлена печать участковой комиссии).
Оконченным данное административное правонарушение считается с момента совершения действия (бездействия), нарушающего хотя бы одно из прав, указанных в комментируемой статье.
4. Субъектами административных правонарушений, указанных в обеих частях комментируемой статьи, являются, прежде всего, председатель, заместитель председателя, секретарь и иные члены избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса (правда, следует заметить, что Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ не предоставляет рядовым членам комиссии права заверения копий протоколов — см. п. 12 ст. 30). Помимо указанных должностных лиц и членов избирательной комиссии (комиссии референдума) по ч. 1 комментируемой статьи ответственность могут нести иные лица — работники полиции, например, незаконно выдворяющие наблюдателя из помещения для голосования (см. ст. 2.5 КоАП РФ) и даже граждане, физически препятствующие осуществлению прав указанными лицами или наблюдателями.
5. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется лишь умышленной формой вины. Трудно представить указанные нарушения, совершаемые по неосторожности (даже, например, при заверении копии протокола, как говорится, не глядя, т.е. не сравнивая ее данных с данными первого экземпляра протокола (оригинала), иначе говоря — в результате халатного отношения председателя к исполнению своих обязанностей).