1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —
влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Комментарий к Ст. 18.1 КоАП РФ
1. Родовыми объектами составов административных правонарушений, закрепленных в настоящей главе, являются:
— общественные отношения, возникающие в связи с защитой Государственной границы РФ;
— миграционные общественные отношения.
Государственной границей РФ признается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Миграционные общественные отношения — это отношения, урегулированные нормами административного права, их содержанием является правовая связь между субъектами, при которой мигрант реализует предоставленное ему Конституцией РФ право на свободу передвижения, с одной стороны, и уполномоченными органами государственного или муниципального управления, обязанными обеспечить реализацию указанных прав — с другой, возникающие в связи с потребностью в территориальном перемещении, либо при непосредственном территориальном перемещении, либо являющиеся результатом такого перемещения.
Непосредственным объектом (далее — объект) состава административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением режима Государственной границы РФ.
Режим Государственной границы РФ в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» включает:
— содержание Государственной границы;
— пересечение Государственной границы РФ лицами и транспортными средствами;
— перемещение через Государственную границу РФ грузов, товаров и животных;
— пропуск через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
— ведение на Государственной границе РФ либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
— разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
Предметом комментируемого состава может выступать транспортное средство, под которым понимается любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство, железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, характеризуется противоправным деянием (действием), выразившимся в:
— нарушении лицами и (или) транспортными средствами правил пересечения Государственной границы РФ;
— нарушении лицами и (или) транспортными средствами порядка следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ и в обратном направлении.
Порядок пересечения Государственной границы РФ устанавливается ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 и осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, под которыми понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Порядок следования от Государственной границы РФ до пункта пропуска через Государственную границу РФ устанавливается ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1.
Субъектом комментируемого состава административного правонарушения являются физические лица, исключительно граждане РФ, достигшие возраста 16-ти лет, должностные лица (см. комментарий к ст. 2.4 КоАП РФ), юридические лица. В соответствии с примечанием к настоящей статье, индивидуальные предприниматели несут ответственность за административные правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП РФ, как юридические лица, если норма соответствующей статьи КоАП РФ не устанавливает специальные правила об административной ответственности указанных лиц.
Субъективная сторона данного состава административного правонарушения характеризуется умышленной (прямой или косвенной) и неосторожной (небрежность) формой вины (см. комментарий к ст. 2.2 КоАП РФ).
2. Объективная сторона ч. 2 идентичная ч. 1 настоящей статьи. Данный состав административного правонарушения отличается лишь субъектным составом. Субъектами данного состава являются иностранные граждане и лица без гражданства, т.е. физические лица, достигшие 16-летнего возраста. Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи.
3. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, характеризуется:
— ведением на Государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов РФ;
— нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности, при наличии уведомления пограничных органов РФ.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 ведение хозяйственной, промысловой или иной деятельности должно осуществляться на основании разрешения, выданного пограничными органами РФ:
— не нанося вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба;
— не создавая помехи содержанию Государственной границы РФ и выполнению задач пограничными органами.
Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи.