1. Совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом, не включенным в реестр таможенных представителей, либо включенным в указанный реестр на основании недействительных документов, либо исключенным из него, за исключением случаев, если обязанность по совершению таможенных операций возникла до исключения таможенного представителя из указанного реестра либо если таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле предоставлено право на совершение таможенных операций без требования о включении лица в реестр таможенных представителей, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, уполномоченных экономических операторов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, складов временного хранения или таможенных складов лицами, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исключенными из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, за исключением случаев, если осуществление такой деятельности связано с завершением таможенных операций, обязанность по совершению которых возникла до исключения лица из соответствующего реестра, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
3. Несообщение либо нарушение срока сообщения в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, либо о приостановлении деятельности указанных лиц —
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до пятисот рублей; на юридических лиц — от двух тысяч до десяти тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 16.23 КоАП РФ
1. Объектом административно-правовой охраны являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления деятельности в области таможенного дела. Под таможенным делом в Российской Федерации, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, понимается совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.
Объективная сторона ч. 1 комментируемой статьи выражается в противоправном деянии (действии), заключающемся в совершении таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом (см. комментарий к ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ), не включенным в реестр таможенных представителей. Кроме этого лицо может быть включено в указанный реестр на основании недействительных документов, либо исключенным из реестра таможенных представителей. Объективная сторона рассматриваемого состава отсутствует при условии, если обязанность по совершению таможенных операций возникла до исключения таможенного представителя из реестра таможенных представителей, или таможенным законодательством ТС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле предоставлено право на совершение таможенных операций без требования о включении лица в реестр таможенных представителей. В п. 29 ч. 1 ст. 4 ТК ТС таможенные операции определяются как действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС. Реестр таможенных представителей представляет собой перечень таможенных представителей, отвечающих требованиям ст. 13 ТК ТС, который ведут таможенные органы государств — участников ТС.
Субъектом данного состава являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане или лица без гражданства), должностные лица и юридические лица (индивидуальные предприниматели), которые не являются таможенными представителями, так как исключены из реестра таможенных представителей.
Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
2. Объективная сторона состава административного правонарушения, закрепленного в ч. 2 настоящей статьи, характеризуется противоправным деянием (действием), выразившимся в деятельности в качестве таможенных перевозчиков, уполномоченных экономических операторов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, складов временного хранения или таможенных складов при условии:
исключения их из реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи);
включение их в указанный реестр на основании недействительных документов.
Действия указанных лиц не образуют состава административного правонарушения, если они совершены в связи с завершением таможенных операций, обязанность по совершению которых возникла до исключения их из соответствующего реестра.
3. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившимся в:
— несообщении в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, либо о приостановлении деятельности указанных лиц;
— нарушении сроков сообщения в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, либо о приостановлении деятельности указанных лиц.
В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ в случае изменения сведений, указанных в заявлении о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, указанное лицо обязано сообщить таможенному органу в письменной форме об этих изменениях в течение пяти рабочих дней со дня наступления событий, повлекших изменения соответствующих сведений, или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении, и представить документы, в которые внесены изменения либо которыми подтверждается изменение сведений.
2. Субъектом данного административного правонарушения являются юридические лица — таможенный представитель, таможенный перевозчик, уполномоченный экономический оператор, владелец магазина беспошлинной торговли, владелец склада временного хранения или таможенных складов, а также их должностные лица, наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями (см. комментарий к ст. 2.4 КоАП РФ).
Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.