1. Нарушение лицом, являющимся участником (учредителем), членом органа управления организатора торговли, требований и ограничений, установленных в отношении указанных лиц законодательством об организованных торгах, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании и (или) в рекламе слов «биржа», «торговая система» или «организатор торговли», а также производных от них слов и сочетаний с ними —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
3. Нарушение организатором торговли порядка раскрытия информации, установленного законодательством об организованных торгах, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
4. Воспрепятствование организатором торговли проведению Банком России проверок или уклонение от таких проверок —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
5. Нарушение установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
6. Нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставление такой информации —
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
7. Нарушение организатором торговли правил организованных торгов, зарегистрированных в установленном законодательством об организованных торгах порядке, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
8. Нарушение биржей установленного законодательством об организованных торгах порядка формирования биржевого совета (биржевой секции) —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
9. Неисполнение организатором торговли обязанности по осуществлению контроля за участниками организованных торгов, допущенными к организованным торгам товарами, ценными бумагами и их эмитентами, а также за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Комментарий к Ст. 14.24 КоАП РФ
1. Объектом деяний, регламентированных комментируемой статьей, выступают общественные отношения в сфере организации и проведения торгов в соответствии с законодательством об организованных торгах. В настоящее время указанные правонарушения нередко допускаются субъектами на практике, в том числе и в связи с утратой юридической силы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и введением в действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Сущность объективной стороны сводится к нарушениям требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При этом нормы комментируемой статьи призваны выделить совокупность деяний, которые составляют административное правонарушение.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в нарушении требований и ограничений, установленных законодательством об организованных торгах, в частности Федеральным законом от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах». Перечень таких нарушений определен нормами настоящей статьи и включает в себя:
— нарушения учредителем, членом органа управления организатора торговли требований и ограничений действующего законодательства;
— незаконное использование специальных наименований, перечень которых регламентирован ч. 2 настоящей статьи;
— нарушение порядка раскрытия информации, предусмотренного законодательством о торгах;
— воспрепятствование деятельности контролирующего субъекта Банком России, который уполномочен на проведение проверок;
— несоблюдение установленных ограничений в части разрешенных для организаторов торгов видов деятельности, т.е. осуществление запрещенной деятельности и т.п.;
— нарушение информационной составляющей договорных отношений в рамках организованных торгов, в частности непредставление необходимой и обязательной информации либо представление неполной или недостоверной информации и т.п.;
— нарушение организатором торговли правил организованных торгов;
— нарушение биржей порядка формирования биржевого совета (биржевой секции);
— неисполнение организатором торговли обязанности по осуществлению контроля за участниками организованных торгов, товарами, ценными бумагами и их эмитентами, а также за операциями, осуществляемыми на организованных торгах.
Таким образом, нормы настоящей статьи отражают широкую совокупность деяний, составляющих объективную сторону правонарушения. При этом следует заметить, что спектр нарушений включает в себя в равной мере и действия, и бездействие. Так, например, большинство нарушений установленных требований и правил связано с совершением ответственным субъектом активных действий, противоречащих предписаниям действующего законодательства. Непредставление информации о договоре реализуется посредством бездействия, равно как и ряд иных нарушений.
2. Субъектный состав правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, разграничивается применительно к отдельным видам нарушений. Так, по общему правилу к числу субъектов рассматриваемых деяний могут быть отнесены граждане, должностные и юридические лица. При этом незаконное использование специализированных наименований может быть реализовано исключительно юридическим лицом, поскольку иные субъекты ответственности ограничиваются собственными данными — фамилией, именем и отчеством (при его наличии). Граждане РФ выступают в качестве субъектов ответственности по настоящей статье лишь в отношении деяний, предусмотренных ч. ч. 1 и 6. Во всех остальных случаях речь идет о совершении правонарушений юридическими лицами, что свидетельствует о возможности привлечения к ответственности как самого юридического лица, так и его уполномоченных должностных субъектов.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины, причем в большинстве случаев речь идет о прямом умысле.