1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
1.1. Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 — 5 статьи 12.15 настоящего Кодекса, и случая, предусмотренного частью 1.2 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
1.2. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —
влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года.
Комментарий к Ст. 12.17 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемых деяний выступают правоотношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В качестве дополнительного объекта указанных правонарушений можно рассматривать отношения в области безопасности человека, охраны его жизни и здоровья, что обусловлено предоставлением возможности использования специальных звуковых и световых сигналов, в частности, речь идет об автомобилях скорой помощи, пожарной техники, полиции и т.п.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Объективная сторона может выражаться как в действии, так и в бездействии. Путем бездействия объективная сторона выполняется в рамках деяния, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, — непредставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, а также ч. 2 — непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Выполнение объективной стороны в форме действия предусмотрено ч. ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи, которые по своей сути отражают одно и то же правонарушение с разграничением территориальных пределов его совершения — движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе. Особо закон акцентирует внимание на совершении указанного правонарушения в Москве и Санкт-Петербурге — санкции в данном случае возрастают в шесть раз.
2. Субъектом правонарушения является водитель транспортного средства, нарушающий требования Правил дорожного движения умышленно. Таким образом, субъективная сторона может определяться именно указанной формой вины, совершение правонарушения по неосторожности практически невозможно.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 13-П часть 1.2 статьи 12.17 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку установленное ей регулирование основано на объективных критериях и учитывает специфику дорожно-транспортной обстановки на территориях данных субъектов Российской Федерации как крупнейших городских населенных пунктов Российской Федерации.
Новый комментарий с пояснениями (расшифровка) к статье 12.17 КоАП РФ
1. Объектами рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2. В определенных Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.), случаях приоритет в движении предоставляется маршрутным транспортным средствам. Трамвай имеет преимущество в движении не только на перекрестках, но и на перегонах при пересечении трамвайного полотна с дорогой вне перекрестков.
Полосы движения для маршрутных транспортных средств могут обозначаться дорожными знаками 5.9, 5.10.1 — 5.10.3. В этих случаях запрещается движение иных транспортных средств по специально выделенной полосе.
Правила предоставляют маршрутным транспортным средствам приоритет при отъезде от обозначенного знаком остановочного пункта.
В соответствии с указанными Правилами правом преимущественного проезда обладают транспортные средства с включенными специальными сигналами. Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Другие водители при приближении таких транспортных средств должны освободить полосу движения, снизить скорость или остановиться. Сопровождаемые транспортные средства также пользуются преимуществом при движении.
3. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, имеет квалифицирующий признак — наличие на наружных поверхностях транспортного средства с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом специальных цветографических схем, надписей и обозначений. Цветографические схемы транспортных средств определены ГОСТ Р 50574-93 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных и специальных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2007 г. N 548 «Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан» определен исчерпывающий перечень оперативных служб, транспортные средства которых должны иметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы («пожарная охрана», «милиция», «скорая медицинская помощь», «аварийно-спасательная служба» и «военная автомобильная инспекция»). При этом транспортные средства оборудуются также устройствами для подачи специальных световых сигналов и оборудованием, необходимым для выполнения задач, возложенных на оперативные службы.
4. Субъектами правонарушения являются водители транспортных средств.
5. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.
6. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Дела по ч. 2 данной статьи рассматриваются также судьями в случаях, если указанные должностные лица передадут дело на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1). Составы административных правонарушений, содержащиеся в ч. 1 данной статьи, могут рассматриваться и сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).