Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.
Комментарий к Ст. 8.35 КоАП РФ
1. Правовое регулирование охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных осуществляется нормами международного и российского законодательства.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ объявляет данную категорию животных объектом исключительной федеральной собственности. В ст. 24 указанного Закона сформулированы общие требования к их охране, в частности обязательность занесения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира в Красную книгу РФ и (или) красные книги субъектов РФ, запрет на действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды их обитания, обязанность юридических лиц и граждан, осуществляющих хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красную книгу, принимать меры по их сохранению и воспроизводству, обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ создавать необходимые условия для сохранения и разведения редких и исчезающих объектов животного мира, ограничения оборотоспособности диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускаемой лишь в исключительных случаях по распорядительной лицензии, ограничения на содержание их в неволе и выпуск в естественную природную среду.
2. Объектом предусмотренных в данной статье правонарушений являются общественные отношения в сфере охраны редких и исчезающих, занесенных в Красную книгу РФ животных, растений и среды их обитания.
Предметом административных правонарушений могут быть как сами животные и растения, так и их продукты, части, а также среда обитания таких животных.
Объективная сторона составов правонарушений состоит в действиях по уничтожению самих животных и растений или среды их обитания, оказанию на них шумового, вибрационного и иного вредного воздействия в ходе строительных, взрывных и иных производственных работ, создании сооружений, нарушающих пути миграции, доступ к местам добывания пищи и т.п., а также в добывании таких животных и растений.
Уничтожение может быть произведено путем причинения гибели животного (или группы животных) или растений в результате хозяйственной деятельности, в том числе загрязнения среды обитания, размещения отходов или убоя, отстрела и т.п., а также путем разрушения, сожжения, затопления обитаемых или регулярно используемых гнезд, нор, логовищ, убежищ, жилищ и других сооружений животных и птиц, мест произрастания растений. Совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности животных и другим последствиям, указанным в диспозиции нормы, может состоять в повреждении их гнезд, убежищ и т.п., приведении в негодность кормовой базы, выпасе сельскохозяйственных животных в местах произрастания редких видов растений и т.д. В этом случае должны быть установлены создание реальной угрозы наступления последствий в виде гибели, сокращения численности или нарушения среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений, а также причинная связь между действиями и созданием такой угрозы.
Объективная сторона добывания животных и сбора растений без разрешения, с нарушением условий, указанных в разрешении на добывание, с нарушением иного установленного порядка, может состоять в добывании их вопреки общему или специальному запрету (в случае отказа в выдаче разрешения), либо в добывании их орудиями и способами, не обеспечивающими избирательность действия и не снижающими нанесение физических и психических травм животным, либо в нарушении условий добывания по возрасту, срокам и иным показателям, либо в добывании для других целей, а не для содержания в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу, либо не для целей научной работы, например, по восстановлению популяций редких растений, а для иных, не предусмотренных разрешением, либо в бездействии (несоставлении акта с указанием количества добытых объектов, времени, места и т.п.), а также в нарушении порядка их выпуска в естественную природную среду, представлении пользователем неверных данных в документах и т.п. Следует учитывать, что указанные действия (бездействие) совершаются как в отношении редких и исчезающих видов животных и растений, так и их продуктов, частей и дериватов.
3. Субъективная сторона уничтожения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, а также совершения иных действий, ведущих к угрозе их гибели, сокращению численности и нарушению среды их обитания может быть выражена в форме умысла или неосторожности. Незаконное добывание и иное обращение с такими животными и растениями возможно только с умышленной формой вины.
Субъектами административной ответственности могут выступать физические и юридические лица.