1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Комментарий к Ст. 6.3 КоАП РФ
1. При привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей 6.3 КоАП, необходимо иметь представление о различиях между объективной стороной данного правонарушения и правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ. Критерием разграничения служит взаимосвязь между требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и процессами производства, хранения и реализации продукции, а также производственным контролем за ними.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
При наличии прямой взаимосвязи работник, как правило, непосредственно осуществляет процесс, связанный с производством, хранением и реализацией продукции (продавец, сотрудник склада, пекарь, повар, кондитер и тому подобные профессии), причем от соблюдения им правил личной гигиены зависит, насколько будет безопасна выпускаемая в обращение продукция. В таких случаях допуск работников к выполнению соответствующих работ без прохождения обязательного медицинского осмотра либо наличие факта невозможности соблюдения ими правил личной гигиены образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ. При отсутствии прямой взаимосвязи работника с процессами производства, хранения или реализации продукции (например, если речь идет о нарушении работодателем порядка прохождения обязательных медицинских осмотров работниками, напрямую не связанными с производством и оборотом продукции (бухгалтером, секретарем, юрисконсультом и т.п.)) ответственность будет наступать в соответствии с комментируемой статьей. Аналогичным образом следует расценивать наличие прямой взаимосвязи между нарушением санитарно-эпидемиологических требований к производственному контролю за процессами производства, хранения и реализации продукции и безопасностью продукции как таковой. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований, устанавливающих порядок осуществления производственного контроля вредных выбросов в атмосферный воздух, воздействия вредных производственных факторов на здоровье работающих, образует состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей 6.3 КоАП РФ. В то же время нарушение санитарно-эпидемиологических требований к производственному контролю безопасности производимой и реализуемой продукции образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
2. Разграничение объективных сторон рассматриваемых правонарушений помогает избежать ошибок в судебной практике, как следует из нижеприведенного примера.
Так, решением Арбитражного суда Республики Коми от 12 сентября 2012 года по делу N А29-6136/2012 индивидуальный предприниматель Т. был привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. В материалах дела имелись заявление Управления Роспотребнадзора по Республике Коми и протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Второй апелляционный арбитражный суд отменил данное решение в связи с нарушением подведомственности, однако согласился с переквалификацией части допущенных нарушений с ч. 1 ст. 14.43 на ст. 6.3 КоАП РФ по следующим основаниям.
Как следовало из материалов дела, при продаже пищевых продуктов индивидуальный предприниматель не обеспечила соблюдение требований санитарного законодательства, что выразилось в следующем: в магазине осуществлялась предварительная фасовка готовой продукции при отсутствии фасовочных помещений, отсутствовало помещение фасовки для продовольственного сырья (мясо, рыба), фасовка мяса осуществлялась в помещении разогрева и приема пищи персонала магазина, были нарушены условия хранения колоды для разрубки мяса, в холодильном ларе осуществлялось совместное хранение масла сливочного и мясных полуфабрикатов, часть продукции хранилась непосредственно на полу, подготовка, взвешивание и упаковка сырых (мясо, рыба, полуфабрикаты замороженные) и готовых к употреблению пищевых продуктов в магазине производится в одном отделе, на одних весах, одним продавцом, для нарезки колбасных изделий и сыра использовались разделочные доски и ножи без маркировки, осуществлялась реализация продукции в потребительской упаковке без наличия этикеток с указанием наименования предприятия-изготовителя, даты выработки, конечного срока реализации и т.п., допускалась реализация продукции с истекшим сроком годности, в организации отсутствовал отдельный уборочный инвентарь для туалета, промаркированный в установленном порядке, уборка торгового зала, складских помещений и туалета осуществлялась одним уборочным инвентарем, в магазине производилось совместное хранение санитарной и домашней одежды, продавцы магазина работали без полного комплекта санитарной одежды.
В части указанных нарушений имело место невыполнение Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01, определяющих санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, к условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. В то же время объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 14.43 КоАП, образуют только такие нарушения санитарно-эпидемиологических требований, которые относятся непосредственно к условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов. Нарушения санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли, а также к условиям труда образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ (см. подробнее Постановление Второго апелляционного арбитражного суда от 26.12.2012 N А29-6136/2012).
Объяснение статьи 6.3 КоАП России
Совершение нарушений законодательства, связанного с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является серьезным правонарушением. Эти нарушения могут включать нарушение санитарных правил, гигиенических нормативов, а также отказ от выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Законодательство предусматривает наказание для таких нарушений.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, нарушители подлежат наложению административного штрафа. Для граждан размер штрафа может составлять от ста до пятисот рублей, для должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, а для юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Особо серьезными считаются действия (или бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации, угрозы распространения опасного заболевания или ограничительных мероприятий (карантина). В таких случаях нарушители могут быть подвергнуты более строгим мерам наказания. Например, граждане могут быть оштрафованы в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей, должностные лица – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, а юридические лица – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Если нарушения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, привели к причинению вреда здоровью или смерти человека, и при этом не являются уголовно наказуемыми деяниями, меры наказания становятся ещё более серьезными. Например, гражданам может быть назначен административный штраф в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, должностным лицам – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, а юридическим лицам – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Целью таких наказаний является пресечение нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита здоровья граждан и обеспечение соблюдения необходимых санитарно-гигиенических требований в интересах общественной безопасности.