1. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.
2. Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, —
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
3. Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, —
влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в части нарушения правил оборота прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в список IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Комментарий к Ст. 6.16 КоАП РФ
1. Комментируемая статья устанавливает дифференцированные меры административной ответственности за правонарушения, связанные с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, с учетом того, что прекурсоры разделены на четыре категории в зависимости от общественной опасности их использования в незаконном обороте. Основные требования к документальному сопровождению законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров установлены Правилами представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644).
2. При применении комментируемой статьи необходимо учитывать особенности учета операций, совершаемых с отдельными видами наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Так, постановлением мирового судьи Вологодской области производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ, в отношении ООО «Мясо и Мясопродукты» было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Вышестоящей инстанцией постановление отменено, ООО «Мясо и Мясопродукты» признано виновным в совершении данного правонарушения. Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой отменить последний судебный акт, считая его незаконными.
Из материалов дела усматривалось, что обществом были допущены следующие нарушения: форма журналов по учету операций с прекурсорами (ацетоном) не соответствовала установленной, в журналах не были отражены отдельные операции по приходу и расходу ацетона. Прекращая производство по делу, мировой судья исходил из того, что большинство приведенных нарушений имели место до сентября 2011 г., то есть годичный срок давности привлечения ООО «Мясо и Мясопродукты» к ответственности на момент рассмотрения дела истек. Суд вышестоящей инстанции с данными выводом не согласился, полагая, что данные нарушения являются длящимися.
Верховный Суд Российской Федерации, отменяя решение о привлечении ООО «Мясо и Мясопродукты» к ответственности, отметил, что нарушения относительно учета операций с прекурсором (ацетоном) не носят длительного непрекращающегося характера и имели место более чем за один год до проведения проверки. В отношении отсутствия подтверждающих документов по расходу ацетона за определенный период было отмечено, что в силу п. 7 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, документального подтверждения операций по отпуску, реализации, приобретению или использованию ацетона в концентрации 60% или более массой, не превышающей 100 килограммов, не требуется, запись в журнале о суммарном количестве реализованного ацетона производится ежемесячно (см. подробнее Постановление Верховного Суда РФ от 06.02.2014 N 2-АД13-4).