1. Нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, — от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
1.1. Нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Требование лицами, указанными в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, для предоставления государственных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, — от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
3. Нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению —
влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 1.1 или 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию сроком на шесть месяцев; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, — от трех тысяч до пяти тысяч рублей либо дисквалификацию сроком на шесть месяцев.
5. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Примечание. Положения настоящей статьи не распространяются на административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.9.1 настоящего Кодекса.
Комментарий к Ст. 5.63 КоАП РФ
1. Комментируемой статьей введена административная ответственность за нарушения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Объектом данного административного правонарушения является установленный законодательством правовой порядок организации и предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам.
Законодательство об организации предоставления государственных и муниципальных услуг состоит из достаточно большого количества нормативных правовых актов как федерального, так регионального и муниципального уровней. На федеральном уровне основополагающим законом является Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», есть некоторые другие законы и иные нормативные правовые акты.
Главные положения порядка и правил предоставления государственных и муниципальных услуг заключаются в следующем.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
— получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом ее предоставления;
— получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг;
— получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме (если это не запрещено), а также в иных формах, предусмотренных законом, по выбору заявителя;
— досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;
— получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.
Статья 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ устанавливает, что органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны:
— предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами;
— обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме (если это не запрещено), а также в иных формах, предусмотренных законом, по выбору заявителя и др.
Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
— представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами;
— представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных организаций. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, лишь по собственной инициативе (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
Государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям в установленный законом срок и, как правило, на бесплатной основе (за исключением случаев, предусмотренных законом). Государственная пошлина взимается за предоставление государственных и муниципальных услуг в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством о налогах и сборах (ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей (ч. ч. 1 и 1.1), может состоять как в действиях, так и в бездействии, нарушающих вышеуказанные и иные нормы законодательного порядка предоставления государственных и муниципальных услуг. В результате таких действий заявитель государственную услугу не получает вовсе либо получает ее с опозданием (т.е. с нарушением установленного законом срока).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного диспозицией ч. 2 комментируемой статьи, выражается в требованиях (устных, по телефону, письменных и т.п.) должностного лица (или иного работника) к заявителю о предоставлении документов и (или) оплаты услуг, не предусмотренных законом.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи, проявляется в действиях (или бездействии) должностных лиц или иных работников, нарушающих те же нормы действующего законодательства о порядке предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, что имеются в виду соответственно в ч. ч. 1, 1.1, 2 и 3 комментируемой статьи, но должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Помимо штрафа, такому лицу постановлением суда может быть назначена дисквалификация (предусмотренная для ряда должностных лиц ст. 3.11 КоАП РФ).
Под «аналогичным правонарушением» следует понимать совершение должностным лицом такого же (указанного в данной статье, а не любого другого) нарушения законодательного порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, причем в течение 1 года со дня окончания исполнения предыдущего постановления о назначении административного наказания за такое же административное правонарушение (см. п. п. 16 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из правонарушающих действий (или бездействия — с момента истечения установленного законом срока для выполнения соответствующей обязанности или полномочия).
3. Субъектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются должностные лица, отвечающие критериям (признакам), указанным в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.
В качестве таковых в статье названы:
— в ч. 1 — должностные лица федеральных органов исполнительной власти (имеются в виду, например, министерства или федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии — Росреестра) или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; работники многофункциональных центров (или иных организаций, осуществляющих функции многофункционального центра) либо государственного учреждения, оказывающего государственные услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и по кадастровому учету недвижимого имущества (работники управления Росреестра по субъекту РФ, его структурных подразделений, иных учреждений);
— в ч. ч. 1.1 и 2 — должностные лица органа исполнительной власти субъекта РФ (например, министерств, департаментов, управлений, отделов) или органа местного самоуправления (местной администрации или ее управлений и отделов и т.п.), осуществляющие исполнительно-распорядительные полномочия в указанной сфере;
— в ч. 3 — должностные лица, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги (это, прежде всего, например, руководители федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ее управлений по субъектам РФ и их структурных подразделений, других органов, организаций и учреждений, оказывающих государственные или муниципальные услуги);
— в ч. ч. 4 и 5 — должностные лица (указанные в ч. ч. 1, 1.1, 2 комментируемой статьи), ранее подвергавшиеся административному наказанию за аналогичные административные правонарушения (см. п. 2 комментария к настоящей статье).
Субъективная сторона правонарушения характеризуется и умышленной формой вины (прямым умыслом) или неосторожностью (см. ст. 2.2 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, возбуждаются прокурором, в связи с чем он выносит по этому поводу мотивированное постановление (ст. 28.4 КоАП РФ), а рассматриваются они судом (ст. 23.1 КоАП РФ).