Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума на размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, а равно нарушение организациями, оказывающими рекламные услуги, условий размещения агитационных материалов —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 5.48 КоАП РФ
1. Общим объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, часть которых — отношения по проведению предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), являются родовым объектом данного правонарушения. Непосредственный объект — гарантированные законом права кандидатов, избирательных объединений, инициативных и иных групп по проведению референдума на размещение агитационных материалов на объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на равноправной основе.
Порядок и условия размещения (распространения) агитационных материалов в период избирательной кампании (кампании референдума) нормативно сформулированы в законах о выборах и референдумах, в частности в ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, и заключаются (применительно к комментируемой статье) в следующем.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
По общему правилу печатные агитационные материалы могут вывешиваться (размещаться, расклеиваться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов (за исключением специально отведенных для этого мест). Размещение же агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, либо в собственности организации, в уставном капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов РФ и (или) муниципальных образований на день официального опубликования решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, инициативных и иных групп по проведению референдума (далее — объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности) и бесплатно (п. 8 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативным и иным группам по проведению референдума также равные условия для размещения агитационных материалов (п. 9 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Данное правонарушение следует отличать от схожих с ним по объекту и предмету правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.12 и ст. 5.14 КоАП РФ.
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, проявляется в действиях (бездействии) уполномоченных должностных лиц, нарушающих условия размещения агитационных материалов, установленные в п. п. 8 — 10 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
В комментируемой статье не говорится о виде агитационных материалов, но, учитывая контекст п. п. 8 — 10 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, логично предполагать, что речь идет о печатных материалах — листовках, плакатах, календарях и т.п. материалах, выполненных на бумажных носителях и распространяемых (размещаемых), как правило, путем развешивания, расклеивания и т.п. Размещение агитационных материалов (например, видеороликов, телесюжетов, репортажей) в средствах массовой информации не подпадает под действие данной статьи.
Правонарушающие действия (бездействие) посягают на принцип равенства кандидатов, избирательных объединений, инициативных и иных групп по проведению референдума в ходе избирательной кампании (кампании референдума). Это может выражаться, например, в размещении на объекте (например, на стене здания, на видеоэкране, смонтированном на площади, на стенде и т.д.), находящемся в государственной собственности (России или субъекта РФ), муниципальной собственности, агитационных материалов одного кандидата и отказе в таком размещении другому кандидату или взимании с него завышенной платы за это; в размещении рекламной компанией на рекламных щитах агитационных материалов избирательных объединений на неравных условиях — за разную плату, на разный период и т.д.
Данное правонарушение может быть совершено как в форме действий, так и путем бездействия. Оконченным оно считается с момента совершения хотя бы одного из указанных выше действий (бездействия). Наступления каких-либо иных вредных последствий для привлечения к административной ответственности не требуется.
3. Субъектами правонарушения являются юридические лица:
— владельцы объектов и сооружений, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
— организации, оказывающие рекламные услуги (любой организационно-правовой формы и любой формы собственности);
— должностные лица указанных органов и организаций, а также индивидуальные предприниматели, которые несут административную ответственность как должностные лица (см. ст. 2.4 КоАП РФ).
Обычно объектами государственной и муниципальной собственности владеют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности соответственно государства либо муниципального образования.
4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной виной (как с прямым, так и с косвенным умыслом): по неосторожности данное деяние совершить едва ли возможно.
Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется прокурором, который выносит по этому поводу мотивированное постановление (см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).