Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в сборе подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума, а равно сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 5.47 КоАП РФ
1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом выступают общественные отношения, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов, списка кандидатов (выдвижением инициативы проведения референдума) на основе собранных подписей избирателей (участников референдума). Непосредственный объект — установленный законом порядок сбора подписей избирателей (участников референдума) в поддержку кандидатов, списка кандидатов (инициативы проведения референдума).
Этот порядок устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
В поддержку выдвижения кандидатов (инициативы проведения референдума) могут собираться подписи избирателей (участников референдума) в порядке и в количестве, которые определяются законом. По общему правилу право сбора подписей избирателей (участников референдума) принадлежит любому гражданину, достигшему к моменту сбора подписей 18 лет (п. 7 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме (п. 6 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
2. Объективную сторону правонарушения составляют два вида действий, нарушающих указанные запреты, а именно:
— участие в сборе подписей избирателей (участников референдума) (сбор подписей) лиц, которым это запрещено законом. Как в комментируемой статье, так и в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ (п. 6 ст. 37) к таким лицам отнесены органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления организаций независимо от формы собственности, учреждения, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;
— сбор подписей в запрещенных местах, т.е., как сказано в этом же Законе, на рабочих местах (например, в цехах, кабинетах и т.п.), по месту учебы (например, в учебном заведении, в том числе в аудитории), в процессе и в местах выдачи заработной платы (например, около кассы предприятия, учреждения), пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи. Следует заметить, что благотворительная деятельность (помощь) в ходе избирательной кампании (кампании референдума) сама по себе запрещена (п. 5 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), в противном случае ее осуществление может влечь административную ответственность по ст. 5.16 КоАП РФ.
Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, может быть совершено только путем действия.
3. Субъектом характеризуемого административного правонарушения являются не только граждане и должностные лица, но и юридические лица. Правонарушения со стороны граждан могут выражаться в осуществлении сбора подписей в запрещенном месте.
Участие органов государственной власти (например, работников аппарата администрации (правительства) субъекта РФ или какого-либо структурного подразделения — управления, департамента и т.п.), органов местного самоуправления (например, работников администрации города или района либо ее структурного подразделения), организаций (независимо от формы собственности) и учреждений в сборе подписей может повлечь их ответственность по данной статье как юридических лиц (об обладании указанных органов и учреждений статусом юридического лица см. п. 7 ст. 4 и п. 4 ст. 20 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ст. 48 ГК РФ).
Не исключается одновременно административная ответственность должностных лиц (прежде всего, руководителей) этих органов, организаций и учреждений, если они инициировали сбор подписей или участвовали в нем.
В то же время не могут быть привлечены к ответственности по данной статье органы управления организаций всех форм собственности (например, совет директоров ОАО, правление ООО или кооператива, поскольку они сами по себе не являются самостоятельными юридическими лицами). Однако, например, директор (или исполнительный директор) как единоличный исполнительный орган организации или учреждения (ООО или АНО и др.) может быть привлечен к административной ответственности в качестве должностного лица.
Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в форме умысла (как прямого, так и косвенного).