Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 5.43 КоАП РФ
1. Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, связанные с выделением на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов. Непосредственный объект данного правонарушения — установленный порядок, предусматривающий выделение таких мест на автомобильных стоянках (остановках). Данное административное правонарушение посягает на право инвалида на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Порядок и условия выделения на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
В соответствии с ч. 9 ст. 15 указанного Закона на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, должно выделяться не менее 10 процентов мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не вправе занимать иные транспортные средства.
2. Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действиях, так и в бездействии, направленных на нарушение ранее перечисленных требований законодательства.
К административной ответственности виновные лица могут быть привлечены за:
— невыполнение обязанности по выделению мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, необозначение их специальными знаками и табличками, в связи с чем эти места могут использоваться не по назначению, т.е. другими автотранспортными средствами;
— невыполнение потенциальным виновником требований законодательства (например, прямо не пускает на автостоянку, отказывает в предоставлении места стоянки под предлогом отсутствия таковых мест, запрещает остановку транспортного средства инвалида в специальном месте, заставляет инвалида убрать автомобиль и т.п.).
Самовольное занятие обозначенных специальными знаками (табличками) мест на стоянках (остановках) водителями иных транспортных средств может образовать состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ. Протоколы об этих правонарушениях составляют уполномоченные сотрудники (должностные лица) органов внутренних дел (полиции) — п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ.
Правонарушение может быть совершено как в форме действия, так и в форме бездействия. Оконченным оно считается с момента совершения действия (бездействия).
3. Субъектами правонарушения являются должностные лица и юридические лица — организации независимо от организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание (строительство), эксплуатация автостоянок (остановок), контроль за их эксплуатацией. Это руководители и другие должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных и иных организаций различных организационно-правовых форм, ответственные за создание (строительство) автостоянок (остановок) и их эксплуатацию (например, ООО, которое предоставляет услуги по охране автомобиля на стоянке; муниципальное унитарное предприятие, организовавшее муниципальную парковку автомашин, торговый центр, культурно-зрелищное учреждение и т.п.).
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции), органов социальной защиты (п. п. 1, 17 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).