1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.
2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
3. Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, —
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.
4. Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.
5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, —
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Комментарий к Ст. 5.26 КоАП РФ
1. Общим объектом правонарушений, предусмотренных в комментируемой статье, являются общественные отношения, связанные с обеспечением свободы совести и свободы вероисповедания и иных религиозных прав граждан. Непосредственный объект — гарантируемые Конституцией РФ и законами свобода совести, свобода вероисповедания, право на вступление в религиозное объединение или на выход из него.
Названные свободы и связанные с ними права используются и реализуются гражданами на основе и в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством о свободе совести и вероисповедания, в частности Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести и свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Согласно Федеральному закону от 26.09.1997 N 125-ФЗ свобода совести и свобода вероисповедания включают в себя:
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
— право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой;
— свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
— создавать религиозное объединение, вступать в него и выходить из него;
— получать религиозное образование и воспитание;
— право индивидуально или совместно молиться и совершать религиозные культы, обряды, богослужения и церемонии в молитвенных зданиях и на их территории, в местах паломничества, на кладбищах, в домах и квартирах граждан;
— пользоваться предметами культа и религиозной литературой;
— не подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к ее исповеданию или отказу от такового, к участию или неучастию в богослужениях и других религиозных обрядах, в обучении религии и др.
Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
В Федеральном законе от 26.09.1997 N 125-ФЗ предписано: никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются (п. п. 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ).
Под «иными убеждениями», воспрепятствование принятию которых наказывается по ч. 1 данной статьи, понимаются любые (кроме религиозных) мировоззренческие, в том числе атеистические, убеждения.
Под религиозным объединением, о воспрепятствовании вступлению в которое (или выходу из которого) идет речь, понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими признаками: вероисповедание; совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний; религиозное обучение и воспитание своих последователей (ст. ст. 6 — 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ). Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп (не обладающих статусом юридического лица) и религиозных организаций (подлежащих государственной регистрации в качестве юридического лица).
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается, как правило, в действиях, препятствующих гражданам осуществлять право на свободу совести и свободу вероисповедания.
Такое воспрепятствование может быть выражено, например:
— в принудительном обучении религиозным дисциплинам в учебном заведении лиц, исповедующих другую религию или не исповедующих никакой;
— в указании в официальных документах на принадлежность гражданина к религии;
— в запрещении совершения по просьбе верующих религиозных обрядов в тех или иных местах и организациях (например, в воинских частях или лечебных учреждениях) или, наоборот, в принудительном осуществлении подобных обрядов и церемоний против воли лиц, пребывающих в этих организациях и учреждениях;
— в нарушении органами юстиции порядка регистрации религиозных организаций и т.д.
При этом могут иметь место угрозы, уговоры, подкуп, обещания, психологическое принуждение (в том числе с помощью гипноза), давление по служебной линии, путем лишения пищи и т.п.
Данное административное правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из указанных правонарушающих действий (см. п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, заключается в совершении одного из следующих публично совершаемых действий: осквернение почитаемых гражданами предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики и атрибутики (циничное поругание, унижение, опорочивание, издевательство над принципами индивидуальной и общественной нравственности). Согласно Толковому словарю Ожегова С.И. осквернить — делать неподобающим, подвергнуть поруганию, унизительным образом поступить с чем-нибудь, отнестись к чему-нибудь (высокому, достойному, чистому); замарать, запятнать чем-нибудь, опозорить, опорочить.
Объектами (предметами) указанных правонарушающих действий могут являться религиозная или богослужебная литература, предметы религиозного почитания, знаки или эмблемы мировоззренческой символики и атрибутики (в частности, религиозные книги, иконы, православный или католический крест, мусульманский полумесяц, звезда Давида, церковная утварь, также знаки нерелигиозного характера, выражающие идейные позиции их носителей и почитателей — красная пятиконечная (красноармейская) звезда, голубь мира и т.п.).
Формы такого осквернения в отношении объектов (предметов) религиозного почитания могут быть достаточно разнообразными: словами (устно или письменно), путем насмешек, жестами, демонстрации всякого рода антирелигиозных материалов во время исповеди, путем совершения хулиганских надписей, видоизменения или придания им непристойного вида).
Уничтожение названных в статье предметов религиозного почитания имеет место тогда, когда они приходят в полную негодность, что может быть в результате, например, сжигания, разрывания (разлома) на мелкие куски и фрагменты, превращения в осколки и т.п.). Порча (повреждение) таких предметов может быть в результате нанесения непристойных надписей или рисунков, нанесения иных механических повреждений и т.п.
Данное правонарушение считается оконченным с момента совершения правонарушающего действия или акта осквернения предметов религиозного почитания.
3. Субъектами данных правонарушений наряду с гражданами (достигшими 16-летнего возраста) могут быть должностные лица, для которых предусмотрены более суровые административные наказания.
Субъективная сторона данных правонарушений, если судить по диспозиции комментируемой статьи, выражается в умышленной форме вины.
Протоколы о совершении указанных административных правонарушений вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию общественных и религиозных объединений и контроль за их деятельностью (п. 4 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). В настоящее время это управления Министерства юстиции РФ по субъектам РФ (см. Приказ Минюста России от 31.08.2012 N 173 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»).
Состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, следует четко отграничивать от состава преступления, предусмотренного в ст. 148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий). При этом важно учитывать, что по новой редакции этой статьи УК РФ уголовно наказуемое деяние составляют публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, а также незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.