1. Нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов либо установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, общероссийского голосования —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
2. Нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного федеральным законом порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов»-
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 5.24 КоАП РФ
1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом нарушения выступают общественные отношения, связанные установлением итогов голосования и определением результатов выборов (референдума). Непосредственный объект — установленный законом порядок подсчета голосов, обработки итогов голосования, определения результатов выборов (референдума), составления протокола об итогах голосования.
Такой правовой порядок подробно и детально определяется Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (см. п. п. 1 — 36 ст. 68, п. п. 1 — 9 ст. 69, п. п. 1 — 11 ст. 70), другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах.
2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении деяний, нарушающих установленный порядок подсчета голосов, обработки и подведения итогов голосования и определения результатов выборов (референдума). Потенциально нарушений установленной законом процедуры подсчета голосов, установления итогов голосования и составления протокола, определения результатов выборов (референдума), состоящей из строго и последовательно выполняемых действий, может быть много. Вот лишь некоторые из возможных процедурных нарушений в этой сфере:
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
— установление итогов голосования начинается не с подсчета и погашения неиспользованных бюллетеней, а с подсчета бюллетеней, извлеченных из ящика для голосования;
— подсчет голосов производится без оглашения отметок в бюллетенях и соответствующего оформления итогов голосования в увеличенной форме протокола (которая должна быть вывешена для обозрения всех присутствующих на участке лиц);
— не погашаются перед началом подсчета голосов неиспользованные бюллетени для голосования;
— не вывешивается и (или) не заполняется последовательно увеличенная форма протокола об итогах голосования;
— протокол участковой комиссии об итогах голосования заполняется карандашом;
— после подписания протокола участковой комиссии об итогах голосования его второй экземпляр не вывешивается для всеобщего обозрения;
— первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования не направляется незамедлительно в вышестоящую избирательную комиссию (комиссию референдума) и др.
Подобные действия могут быть следствием упрощенного подхода к соблюдению четко урегулированной процедуры подсчета голосов и установления итогов голосования или результатом недостаточного знания законодательства о выборах и референдуме в этой части и т.п. В таких случаях отдельные нарушения, как правило, не приводят к неправильному подсчету голосов избирателей, искажению их волеизъявления, к фальсификации итогов голосования, к неправильному определению результатов выборов (референдума).
Но, к сожалению, как свидетельствует практика, нередко такие нарушения совершаются умышленно, в целях искажения волеизъявления избирателей (участников референдума), фальсификации итогов голосования и, естественно, результатов выборов (референдума) в целом. Такие действия могут образовывать состав преступления и повлечь для виновных уголовную ответственность по ст. 142.1 УК РФ (фальсификация итогов голосования).
2.1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, касается нарушения урегулированного порядка составления протоколов голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов». Основания и правила повторного подсчета (пересчета) голосов и составления названных протоколов установлены п. 32 ст. 68 и п. п. 8, 9 ст. 69 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Состав правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, могут образовывать разные по форме и содержанию действия или бездействие со стороны организаторов выборов (референдума):
— правонарушающие действия (когда, например, нарушается императивная правовая норма о недопустимости заполнения протокола об итогах голосования карандашом);
— действия ненадлежащего характера (когда, например, подсчет голосов осуществляется без оглашения имеющихся в бюллетенях отметок о голосовании);
— бездействие (например, когда не вывешивается на стене в помещении для голосования увеличенная форма протокола).
Оконченным правонарушение считается с момента совершения упомянутых выше действий (бездействия).
3. Субъект данного правонарушения специальный — председатель и иные члены избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса. Это лица, специально уполномоченные на осуществление подсчета голосов, установление итогов голосования и составление соответствующего протокола. Согласно Закону такими полномочиями наделены только члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса (включая председателя, заместителя и секретаря) (п. п. 22, 23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Что касается нарушения порядка определения результатов выборов (референдума), то это могут совершать члены других (т.е. вышестоящих) избирательных комиссий (комиссий референдума). В зависимости от уровня или вида выборов (референдумов) это члены (с правом решающего голоса) окружных, территориальных комиссий или комиссий, организующих и проводящих выборы (референдумы) — комиссий муниципальных образований (поселков, городов, районов и т.п.), комиссий субъектов РФ, Центральной избирательной комиссии РФ.
4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения может выражаться в умышленной форме вины (в форме косвенного умысла). При наличии доказанного прямого умысла на искажение волеизъявления избирателей (участников референдума) и фальсификацию итогов голосования, результатов выборов (референдума) указанные правонарушающие действия могут образовать состав преступления, предусмотренного ст. 142.1 УК РФ («Фальсификация итогов голосования»).