Статья 5.11 КоАП РФ (действующая редакция). Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом

Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.11 КоАП РФ

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом выступают отношения по поводу агитации в ходе избирательной кампании (кампании референдума). Непосредственный объект правонарушения — установленные законом правила, касающиеся состава участников (субъектов) агитационной кампании, в частности, запрещающие проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) некоторым физическим и юридическим лицам.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ст. 48 п. 7) полностью запрещает проводить предвыборную агитацию (агитацию по вопросам референдума), выпускать и распространять любые агитационные материалы:

— федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

— воинским частям, военным учреждениям и организациям;

— благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям;

— избирательным комиссиям (комиссиям референдума), членам комиссий с правом решающего голоса;

— иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

— международным организациям и международным общественным движениям;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

— лицам, в отношении которых решением суда в ходе избирательной кампании (кампании референдума) установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ — экстремизм, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и т.п.

2. Объективная сторона правонарушения характеризуется активными агитационными действиями лиц, которым закон запрещает проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) в любых формах (включая организацию публичных мероприятий, распространение агитационных материалов и др.).

Противоправными являются также действия, совершаемые вопреки законодательному запрету о привлечении к агитационной деятельности лиц, которые не достигли и не достигнут возраста 18 лет на день голосования. Объективная сторона таких правонарушающих действий выражается в использовании при этом запрещенных законом форм и методов воздействия по отношению к несовершеннолетним (например, использование изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах (кроме изображения кандидата со своими детьми),насилие по отношению к ним и др.).

Существенный признак объективной стороны правонарушения — не только участие в агитации лиц, не имеющих на это права, но и проведение ее в формах и методами, которые запрещены федеральным законом. Это значит, что действие данной статьи, судя по ее диспозиции, распространено также и на лиц, которые хотя и имеют право участвовать в агитации, но не должны при этом нарушать установленные законом требования. Так, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности:

— не могут вести агитацию при исполнении должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием своего должностного или служебного положения;

— не могут проводить предвыборную агитацию (но не агитацию по вопросам референдума!) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях (за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности) (п. п. 8, 8.1 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Государственные и муниципальные служащие, лица, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (за исключением политических партий), также не могут вести агитацию при исполнении должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием своего должностного или служебного положения.

Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной (в том числе агитационной) кампании (кампании референдума), установлен п. 5 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию (см. п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5).

Ограничения на проведение агитации установлены еще в отношении двух категорий участников избирательного (референдумного) процесса. Так, члены и участники религиозных объединений не вправе агитировать при совершении обрядов и церемоний. Представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации (см. п. 52 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), запрещено агитировать при осуществлении ими профессиональной деятельности.

В то же время необходимо отметить, что применение незаконных форм и методов агитации само по себе может образовать составы ряда самостоятельных административных правонарушений (например, ч. 2 ст. 5.12; ст. ст. 5.18 — 5.20 КоАП РФ), а использование лицом (из вышеуказанного списка) в ходе избирательной кампании преимуществ своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата (списка кандидатов) образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 5.45 КоАП РФ.

Данное административное правонарушение может быть совершено только в форме действий и считается оконченным с момента, когда фактически началась агитация, то есть совершено хотя бы одно действие, которое можно характеризовать как агитацию.

3. Субъект правонарушения — специальный, он определен законодательно и состоит из лиц, которым запрещено или ограничено проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) (п. 7 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Административную ответственность в рамках комментируемой статьи могут нести вышеуказанные лица, которым запрещено проведение агитации. В их числе как граждане (например, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, иностранные граждане, лица, в отношении которых решением суда в период избирательной кампании установлен факт агитации, содержащей экстремизм или возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную рознь и т.п.), так и должностные лица (например, председатель или секретарь избирательной комиссии с правом решающего голоса, руководитель государственного органа и т.п.), а также юридические лица (например, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, военные учреждения и организации, благотворительные и религиозные организации, избирательные комиссии, иностранные юридические лица, международные организации и общественные движения).

4. Субъективная сторона анализируемого административного правонарушения обычно характеризуется умышленной формой вины — прямым умыслом, реже — косвенным (см. ст. 2.2 КоАП РФ и комментарий к ней). Но не исключается проведение агитационных действий по неосторожности (например, по незнанию законодательных запретов и ограничений).