Статья 5.1 КоАП РФ (действующая редакция). Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Комментарий к Ст. 5.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за одно из нарушений, посягающих на права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, гарантируемые Конституцией РФ и федеральными законами. Данная статья является первой в числе 34 статей (ст. ст. 5.1, 5.3 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58) гл. 5 КоАП РФ, содержащих составы разнообразных нарушений законодательных норм в сфере отношений по проведению выборов и референдумов. Установленная в этих статьях юридическая ответственность направлена на защиту избирательных прав и права на участие в референдуме.

Юридическое определение избирательных прав граждан дано в ст. 2 (п. 28) Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» — это конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ. Соответственно, право на участие в референдуме (п. 51 указанной статьи) — это право граждан голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума. К числу упомянутых в Законе «других избирательных действий» (действий по подготовке и проведению референдума) относится и право на ознакомление со списком избирателей (участников референдума).

2. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с осуществлением гражданами права на ознакомление со списком избирателей (участников референдума), выступающего одной из гарантий более широкого права гражданина на участие в выборах и референдуме. Практически реализовать это право гражданин может только будучи включенным в установленном порядке в список избирателей (участников референдума).

Порядок и условия осуществления данного права, защищаемого комментируемой статьей, определяются Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ст. 17), а также применительно к тем или иным выборам — Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ст. ст. 26 — 28), Федеральным законом от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. ст. 15 — 17), Федеральным законом от 26.11.1996 N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (ст. 9), законами субъектов РФ о выборах региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Что касается осуществления гражданином права на ознакомление со списком участников референдума, то это регулируется ст. ст. 42 — 44 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (применительно к федеральному референдуму), законами субъектов РФ о региональных и о местных референдумах.

3. Списки избирателей (участников референдума) — это документ, составляемый по установленной Центральной избирательной комиссией РФ форме, на основании которого при предъявлении паспорта гражданин получает бюллетень и может принимать участие в голосовании на выборах (или референдуме). Основные положения Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ст. 17), относящиеся к осуществлению гражданином права на ознакомление со списком избирателей (участников референдума), т.е. применительно к комментируемой статье, заключаются в следующем.

Списки избирателей (участников референдума) составляются избирательными комиссиями (комиссиями референдума) отдельно по каждому избирательному участку (участку референдума) на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей (участников референдума), которая функционирует в соответствии с одноименным Положением, утвержденным Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 06.11.1997 N 134/973-П.

Гражданин включается в список избирателей (участников референдума) только на одном избирательном участке (участке референдума). В списке должны быть указаны данные об избирателях (участниках референдума) — фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства.

Основанием для включения гражданина в список избирателей (участников референдума) на конкретном избирательном участке (участке референдума) является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных федеральным или иным законом — факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у него активного избирательного права, права на участие в референдуме), либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.

Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (п. 15 ст. 17) предписано, что после составления и подписания председателем и секретарем комиссии список избирателей (участников референдума) представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения данных за 10 дней до дня выборов (референдума).

Прежде всего, в этот период времени гражданин, обладающий активным избирательным правом (правом на участие в референдуме), вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей (участников референдума), о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей (участников референдума) (п. 16 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Естественно, это предполагает реальную возможность для ознакомления гражданина со списком избирателей (участников референдума). В то же время следует с сожалением заметить, что Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ непосредственно и конкретно права гражданина на ознакомление со списком избирателей (участников референдума) не закрепляет.

В течение 24 часов (а в день голосования — в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования) участковая комиссия обязана проверить заявление и представленные документы. По результатам рассмотрения заявления и представленных гражданином документов участковая избирательная комиссия обязана немедленно устранить ошибку или неточность в списках избирателей (участников референдума) либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина в список избирателей (участников референдума) может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования — немедленно. Отказ выдать гражданину заверенную копию решения участковой комиссии (либо письменный ответ о причине отклонения его заявления) также может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд. Возможность судебной защиты активного избирательного права, в частности, в связи с неправильностями в списках избирателей, непредставлением возможности получить информацию подтверждена Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 14).

В то же время следует иметь в виду, что гражданин не вправе требовать от участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) предоставления ему списка избирателей (участников референдума) для ознакомления со сведениями о годе (дате) рождения и адресе места жительства других избирателей (участников референдума). Согласно ст. ст. 3, 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» такие сведения относятся к персональным данным и их обработка (в том числе использование, уточнение и др.) возможна только с согласия субъекта персональных данных (физического лица), т.е. самого гражданина.

4. Субъекты данного правонарушения в диспозиции комментируемой статьи не указаны. Однако по смыслу статьи таковыми могут быть те, кто в соответствии с законом осуществляет свои полномочия по подготовке и проведению выборов (или референдума) с использованием списка избирателей (участников референдума) в последние 10 дней до дня голосования. Это члены участковой избирательной комиссии (комиссии референдума), в том числе председатель, его заместитель, секретарь и другой член комиссии, к которому обратился гражданин с просьбой или заявлением об ознакомлении со списком и получил отказ в этом, или который нарушил установленный законом срок рассмотрения поступившего заявления, или отказавший гражданину в выдаче письменного ответа о причине отклонения его заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума).

5. Субъективная сторона данного правонарушения заключается в том, что оно может быть совершено как правило, умышленно, но иногда и по неосторожности (например, если член избирательной комиссии забыл в установленный срок рассмотреть заявление гражданина). Если в ходе проверки жалобы будет установлено, что правонарушающие действия члена комиссии умышленно были направлены на то, чтобы воспрепятствовать свободному осуществлению гражданином своего избирательного права (права на участие в референдуме) и в связи с этим гражданин не смог принять участие в выборах, то это может послужить основанием для возбуждения уголовного дела в связи с обнаружением признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 141 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

6. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, составляют противоправные действия (или бездействие) членов участковой комиссии, осуществляемые в нарушение установленных для них законом полномочий. Согласно диспозиции статьи эти действия (бездействие) выражаются:

— в нарушении права гражданина на ознакомление со списком избирателей (участников референдума), т.е. в отказе в предоставлении гражданину списка для визуального осмотра его страницы со сведениями (или возможными персональными данными) о гражданине;

— в нерассмотрении заявления гражданина о неправильности в списке избирателей (участников референдума) в установленный законом срок;

— в отказе выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения его заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума).

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, а также рядом других статей (ст. ст. 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58) гл. 5 КоАП РФ, возбуждаются (что следует из ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ) прокурором путем вынесения постановления. Рассматривается это дело (как и многие другие по статьям из гл. 5 КоАП РФ) мировыми судьями. Лишь в случае, когда по делу проводится административное расследование, оно рассматривается судьей районного (городского) суда (ст. 23.1 КоАП РФ). Для рассмотрения дела судьей и обжалования судебного постановления законом установлен 5-дневный срок.