Нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.
Комментарий к Ст. 20.5 КоАП РФ
1. Объектами нарушения требований режима чрезвычайного положения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Порядок введения режима чрезвычайного положения и основные требования, обязательные к соблюдению при введении такого режима, закреплены в Федеральном конституционном законе от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Основными мерами и временными ограничениями, которые могут вводиться Указом Президента РФ при объявлении чрезвычайного положения на период действия данного режима, являются:
— полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления;
— установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
— усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
— установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
— установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
— запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
— запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
— ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
— приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;
— эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Объективная сторона состава правонарушения характеризуется широким кругом противоправных деяний, что объясняется разнообразием требований режима чрезвычайного положения. Ответственность по данной статье может наступать за неисполнение установленных требований, в частности за неисполнение требований о полном или частичном приостановлении на конкретной территории полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления, за несоблюдение ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, проведения забастовок, деятельности политических партий и т.п.
2. Субъектом ответственности за нарушение требований режима чрезвычайного положения могут выступать как граждане, достигшие 16-ти лет, так и должностные лица.
С субъективной стороны нарушение требований режима чрезвычайного положения может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.