1. Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, при наличии специального разрешения (лицензии) —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Нарушение правил разработки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, а также порядка сертификации, регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Примечание. Для целей настоящего Кодекса понятие «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации» используется в том же значении, что и в примечании 1 к статье 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Комментарий к Ст. 20.23 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере обеспечения общественной безопасности, а также право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленное в ст. 23 Конституции РФ. Объектом посягательства может быть также право граждан и организаций на неприкосновенность информации с ограниченным доступом (врачебная, коммерческая тайна, тайна усыновления и т.д.).
К специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, относятся специальные технические средства для негласного:
— получения и регистрации акустической информации;
— визуального наблюдения и документирования;
— прослушивания телефонных переговоров;
— перехвата и регистрации информации с технических каналов связи;
— контроля почтовых сообщений и отправлений;
— исследования предметов и документов;
— проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов;
— контроля за перемещением транспортных средств и других объектов;
— получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи;
— идентификации личности.
Перечень указанных средств и порядок и условия их лицензирования содержатся в Постановлении Правительства РФ от 01.07.1996 N 770 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности».
Объективная сторона правонарушения характеризуется действиями, выражающимися в нарушении условий, предусмотренных лицензией, а также правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств для негласного получения информации, в нарушении порядка разработки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также порядка сертификации, регистрации и учета вышеуказанных специальных технических средств.
2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется только умышленной формой вины.