1. К административной ответственности за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (в части административных правонарушений, предусмотренных частями 3.1 — 3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса), административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Комментарий к Ст. 2.6.1 КоАП РФ
1. Комментируемой статьей определены субъекты административной ответственности за правонарушения, связанные с использованием транспортных средств, т. е. согласно п. 15 ст. 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устройств, предназначенных для перевозок по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования, если они совершены в области:
— дорожного движения (ст. ст. 12.9, 12.11 КоАП РФ и др.);
— благоустройства территории, предусмотренного законами субъектов РФ.
Так, в ст. 8.8 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» идет речь об административной ответственности за загрязнение территории города Москвы, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, мойкой транспортных средств вне специально отведенных мест, стоянкой на проезжей части дворовых территорий, препятствующей механизированной уборке и вывозу бытовых отходов.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
В данном случае идет речь о правонарушениях, зафиксированных в результате фото-, киносъемки или видеозаписи специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. Если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано непосредственно сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения с применением технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, нормы, установленные комментируемой статьей, не применяются (ч. 1.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
К административной ответственности при установлении административного правонарушения привлекаются физические и юридические лица — собственники транспортных средств и иные их законные владельцы в том случае, если транспортное средство было передано во владение иного лица, в том числе по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, или принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, оперативного управления.
2. В ч. 2 комментируемой статьи устанавливается основание для освобождения собственника (владельца) транспортного средства от административной ответственности, применительно к административным правонарушениям в области дорожного движения и в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства. В этом случае протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в установленном ст. 29.10 КоАП РФ порядке (см. ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ и комментарий к ней). При этом уполномоченные органы при вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях не обязаны доказывать вину собственников (владельцев) транспортных средств.
Однако собственник (владелец) транспортного средства вправе обжаловать вынесенное в отношении его постановление по делу об административном правонарушении, представив доказательства того, что в момент фиксации вмененного ему административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица или к этому моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Фактически владелец (собственник) транспортного средства обязан представить доказательства своей невиновности (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 N 391-О-О).
Такими доказательствами могут выступать, в частности, доверенность на право управления транспортным средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с записью о допуске к управлению транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и/или лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения (ч. 1.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18).
Также собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если докажет, что транспортное средство к моменту фиксации правонарушения выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (например, при угоне).
Новый комментарий с пояснениями (расшифровка) к статье 2.6.1 КоАП РФ
Статья 2.6.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации регламентирует административную ответственность собственников и владельцев транспортных средств в различных областях, таких как охрана окружающей среды и природопользование, дорожное движение и благоустройство территории. Если такие правонарушения были зафиксированы специальными техническими средствами, оснащенными функциями фото- и видеосъемки, или фото- и видеосъемкой, то ответственность возлагается на собственников или владельцев соответствующих транспортных средств.
Однако второй пункт данной статьи предусматривает исключение из административной ответственности для собственников или владельцев транспортных средств, если они смогут предоставить доказательства того, что в момент зафиксированного правонарушения транспортное средство находилось во владении или использовании другого лица или было похищено или незаконно изъято из их владения.
Целью данной статьи Кодекса является установление ответственности за административные правонарушения в сферах, связанных с транспортом. Зафиксированные специальными техническими средствами нарушения могут служить в качестве доказательств при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Установление исключения из ответственности для собственников или владельцев транспортных средств при наличии документальных подтверждений или свидетельств о том, что в момент правонарушения они не находились владении или использовании данных транспортных средств, является разумным шагом для защиты их прав в случаях, когда транспортные средства были использованы или украдены без их согласия или против их воли.
Настоящая статья законодательства направлена на обеспечение справедливости и защиты прав собственников транспортных средств, позволяя им представить соответствующие доказательства в случае необоснованного возложения административной ответственности на них. Она также способствует укреплению принципа индивидуальной ответственности и обеспечению более эффективного контроля за соблюдением правил и норм в области дорожного движения и охраны окружающей среды.
В общем и целом, статья 2.6.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации играет важную роль в поддержании общественного порядка и безопасности, одновременно учитывая и защищая интересы собственников транспортных средств.