1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи.
4. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
5. Если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.
Комментарий к Ст. 2.1 КоАП РФ
1. Часть первая комментируемой статьи дает определение понятия «административное правонарушение». Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки административного правонарушения, совокупность которых позволяет определить наличие либо отсутствие такового:
1) противоправность действия (бездействия). Противоправность говорит о нарушении установленной законодательством нормы, регулирующей те или иные отношения;
2) наличие вины. Вина — субъективная сторона правонарушения. Она может характеризоваться умыслом или неосторожностью (формой вины). В соответствии со ст. 2.2 комментируемого Кодекса административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть;
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
3) наличие субъекта правонарушения — физическое или юридическое лицо. В отличие от привлечения к уголовной ответственности, где субъектом правонарушения может быть только физическое лицо, наказание за административное правонарушение может быть наложено на юридическое лицо. Физическое лицо привлекается к административной ответственности по достижении им шестнадцатилетнего возраста. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях;
4) за совершенное деяние (действие или бездействие) комментируемым законом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к административной ответственности за противоправное деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность, не допустимо.
В зависимости от объекта правонарушения все административные правонарушения подразделяются на несколько видов:
— административные правонарушения, посягающие на права граждан (глава 5);
— административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6);
— административные правонарушения в области охраны собственности (гл. 7);
— административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
— административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9);
— административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10);
— административные правонарушения на транспорте (гл. 11);
— административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12);
— административные правонарушения в области связи и информации (гл. 13);
— административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (гл. 14);
— административные правонарушения в области финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);
— административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
— административные правонарушения, посягающие на институты Государственной власти (гл. 17);
— административные правонарушения в области защиты государственной границы и обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории РФ (гл. 18);
— административные правонарушения против порядка управления (гл. 19);
— административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20);
— административные правонарушения в области воинского учета (гл. 21).
В зависимости от формы вины административные правонарушения подразделяются на совершенные умышлено и совершенные по неосторожности.
2. При привлечении к административной ответственности юридического лица комментируемый Кодекс не исключает из состава такого правонарушения наличие субъективной стороны. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Положения части 2 комментируемой статьи, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности, предусмотренной статьей 1.5 комментируемого Кодекса, и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
3. Часть третья комментируемой статьи предусматривает возможность привлечения к административной ответственности по одному и тому же составу административного правонарушения одновременно и юридического лица, и должностного лица данного юридического лица, виновного в совершении правонарушения: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» дает некоторые разъяснения по применения указанной нормы. В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц. Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Новый комментарий с пояснениями (расшифровка) к статье 2.1 КоАП РФ
Статья 2.1 КоАП РФ определяет понятие административного правонарушения и устанавливает ответственность за него. По данной статье, административным правонарушением считается противоправное и виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность в Кодексе или законах субъектов Российской Федерации.
Юридическое лицо считается виновным в административном правонарушении, если у него была возможность соблюдать правила и нормы, нарушение которых влечет административную ответственность, но оно не предприняло все зависящие от него меры для их соблюдения.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности виновное физическое лицо, совершившее данное правонарушение. Аналогично, привлечение физического лица к административной или уголовной ответственности не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за это правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 2.1.
Согласно части 4 статьи 2.1, юридическое лицо не несет административной ответственности, если должностное лицо или иной работник этого юридического лица привлечены к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, при условии, что юридическое лицо предприняло все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.
В соответствии с частью 5 статьи 2.1, если юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который определяется в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, должностное лицо или иной работник данного юридического лица, а также его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не несут административной ответственности.
Статья 2.1 КоАП РФ устанавливает критерии и условия, при которых физические и юридические лица признаются виновными в совершении административных правонарушений и несут административную ответственность за них. Эта статья помогает обеспечить соблюдение правил и норм в обществе, поддерживая порядок и общественную безопасность.