1. Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях или о ломбардах Банком России дается законное предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях или о ломбардах, и случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
2. Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления кредитным потребительским кооперативом, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о кредитной кооперации значения, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о сельскохозяйственной кооперации значения, или жилищным накопительным кооперативом в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о жилищных накопительных кооперативах Банком России при осуществлении надзора за их деятельностью дается законное предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации кредитным потребительским кооперативом, общее число членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о кредитной кооперации значения, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом, общее число членов и ассоциированных членов которого не превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, с размером активов, не превышающим определенного нормативным актом Банка России в соответствии с законодательством о сельскохозяйственной кооперации значения, или жилищным накопительным кооперативом, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 19.7.3 КоАП РФ
1. Прежде всего, следует отметить, что положения комментируемой статьи признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П).
В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», целями деятельности Банка России являются:
— защита и обеспечение устойчивости рубля;
— развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
— обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
— развитие финансового рынка Российской Федерации;
— обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
В соответствии с указанными целями, ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ устанавливает перечень функций Банка России.
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов, а также для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц (ст. 57 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ).
Банк России наделен также полномочиями запрашивать и получать сведения, позволяющие оценить соответствие требованиям к деловой репутации и финансовому положению установленных законом лиц — например, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, приобретающего более 10 процентов акций (долей) кредитной организации (ст. 61 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ).
2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, включает, помимо четырех общих составов (непредставление, неполное представление, представление с нарушением сроков, представление недостоверной информации) пятый состав — нарушение порядка представления информации.
В частности, в соответствии со ст. 57 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ, Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности. Данный порядок закреплен в Положении о порядке составления головной кредитной организацией банковской (консолидированной) группы консолидированной отчетности, утвержденном Банком России 05.01.2004 N 246-П. Порядок содержит детальный перечень информации, форму представления, а также принципы ее обработки.
В случаях, когда непредставление информации связано с нарушением страхового законодательства, административная ответственность не наступает — в таких ситуациях Банк России выдает предписание об устранении нарушения страхового законодательства (ст. 30 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
В случаях, когда действия, связанные с непредставлением информации в Банк России, образуют состав уголовного преступления, ответственность наступает по соответствующей статье УК РФ. К таким статьям в том числе относятся ст. 195 (неправомерные действия при банкротстве), ст. 159.1 (мошенничество в сфере кредитования), ст. 193 (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) УК РФ.
3. Члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность по комментируемой статье как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ).
Непредставление информации в Банк России может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривает Банк России (ст. 23.74 КоАП РФ), который вправе передать его на рассмотрение судье (ст. 23.1 КоАП РФ).