1. Несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании, итоговой декларации на товары при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
4. Несоблюдение срока подачи таможенной декларации на товары, явившиеся орудиями, средствами совершения или предметами административного правонарушения либо преступления, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
5. Неисполнение лицами, в том числе осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Комментарий к Ст. 16.12 КоАП РФ
1. Объектом составов административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, возникающие в связи с декларированием товаров и транспортных средств или предоставления документов и сведений, необходимых для декларирования, в установленные законодательством сроки.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, характеризуется противоправным бездействием, выразившимся в несоблюдении сроков подачи полной таможенной декларации, итоговой декларации, таможенной декларации и (или) необходимых для декларирования документов и сведений. Полная таможенная декларация подается при временном периодическом таможенном декларировании товаров или транспортных средств, итоговая декларация подается при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде, таможенная декларация и (или) необходимые документы и сведения подаются при выпуске товаров под определенной таможенной процедурой до подачи таможенной декларации. Статья 16.12 КоАП РФ закрепляет, что административная ответственность за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений наступает в случае нарушения установленного таможенным органом срока подачи:
— полной таможенной декларации при применении процедуры периодического временного декларирования товаров;
— таможенной декларации при выпуске товаров до подачи таможенной декларации;
— документов и сведений, необходимых для таможенных целей, при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК ТС);
— таможенной декларации на товары, перемещаемые по линиям электропередачи (ст. 313 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ).
Нарушение общего срока подачи таможенной декларации, предусмотренного ст. 185 ТК ТС, не образует состав указанных административных правонарушений.
Субъектом составов, предусмотренных ч. ч. 1, 2 и 5 комментируемой статьи, являются должностные и юридические лица (см. комментарий к ст. ст. 2.4 и 2.10 КоАП РФ), в том числе индивидуальные предприниматели. Пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 указывает, что субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 16.12 КоАП РФ, является лицо, на котором лежит обязанность по совершению операций, необходимых для выпуска товаров, а после начала таможенной процедуры декларирования товаров — декларант.
Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
2. Объективная сторона ч. 2 комментируемой статьи характеризуется противоправным действием, выразившимся в подаче таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров. В соответствии с ч. 10 ст. 213 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ декларант обязан заявить таможенному органу по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, уточненные сведения о товарах, заявленных в периодической декларации на товары:
— не позднее 10 рабочих дней после окончания периода поставки при декларировании ввозимых товаров;
— не позднее двух месяцев после фактического вывоза всей партии товаров, заявленной в периодической декларации на товары, при декларировании вывозимых товаров.
Нарушение указанных сроков образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи.
3. Объективная сторона ч. 3 настоящей статьи характеризуется противоправным бездействием, выразившемся в непредставлении в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля. В соответствии со ст. 98 ТК ТС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений. В целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории ТС или за ее пределами.
Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
4. Объективная сторона состава, закрепленного в ч. 4 комментируемой статьи, характеризуется особенностями, обусловленными спецификой декларируемого товара, которым являются орудия, средства совершения или предметы административного правонарушения либо преступления. В этой связи объективной стороной рассматриваемого состава является противоправное деяние, выразившееся в несоблюдении срока подачи таможенной декларации на указанные товары.
Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
5. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 комментируемой статьи, характеризуется противоправным действием или бездействием, выразившемся в несоблюдении предусмотренной ч. 5 ст. 98 ТК ТС обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых, в соответствии со ст. 98 ТК ТС, является обязательным.
Субъектами данного состава административного правонарушения являются не только лица, указанные в комментарии к ч. 1 настоящей статьи, но и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела: таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, уполномоченный экономический оператор (гл. 3 ТК ТС).
Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.