Статья 14.3.1 КоАП РФ (действующая редакция). Спонсорство табака или никотинсодержащей продукции, реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции

1. Спонсорство табака или никотинсодержащей продукции либо стимулирование продажи табака, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов и (или) потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

2. Демонстрация табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц -от ста тысяч до ста семидесяти тысяч рублей.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

3. Демонстрация табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

5. Неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий, никотинсодержащей продукции либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 14.3.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения, регламентированного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере торговли. В качестве дополнительного объекта можно рассматривать общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан.

Объективная сторона данного деяния заключается в совершении субъектом активных действий, направленных на повышение уровня реализации табака и табачной продукции. Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, заключается в спонсорстве или стимулировании продажи табачных изделий и продукции. Спонсорство заключается в предоставлении финансовой или иной поддержки индивидуальным предпринимателям и юридически лицам, осуществляющим торговлю табаком и табачными изделиями, с целью повышения уровня продаж, а соответственно, и объемов прибыли. Стимулирование продаж представляет собой совокупность действий по привлечению средств массовых коммуникаций, для повышения уровня сбыта табачной продукции. Одной из форм привлечения средств массовой информации в целях продвижения табачной продукции на рынок выступает объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, предполагающая демонстрацию продукции в произведениях культуры, фильмах, программах, передачах и т.п., в т.ч. и предназначенных для детей. Демонстрация табака и табачной продукции, процесса курения в данном случае выступает прямым нарушением требований Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи, сводится к нарушению запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей, установленного ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ.

Наряду с обязанностью соблюдения запретов на рекламу табачных изделий и стимулирование продаж указанной продукции, в рамках ч. 5 комментируемой статьи в качестве объективной стороны правонарушения рассматривается несоблюдение обязанности проведения рекламных акций противоположного характера — о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в рамках демонстрации табачных изделий или процесса потребления табака.

2. Субъектами правонарушений могут выступать любые лица, подпадающие под юрисдикцию КоАП РФ: граждане РФ, юридические лица, должностные лица, выступающие в качестве рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя, спонсора и иных субъектов, непосредственно реализующих объективную сторону рассматриваемых деяний.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Однако в отдельных случаях субъективная сторона может выражаться и в форме неосторожности, например в части совершения деяния, предусмотренного ч. 5 настоящей статьи.