1. Проведение лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении, либо без заключения контракта с организатором лотереи на проведение лотереи, либо после истечения установленного срока проведения лотереи, либо распространение (реализация, выдача) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов или прием лотерейных ставок среди участников лотереи без заключения договора в соответствии с законодательством о лотереях —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы.
2. Несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
3. Отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
4. Неопубликование годового отчета о проведении лотереи, несоблюдение требований, предъявляемых к лотерейным билетам, электронным лотерейным билетам, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
5. Нарушение требований к местам распространения лотерейных билетов или электронных лотерейных билетов либо установки лотерейных терминалов —
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
6. Распространение (реализация, выдача) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов среди лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, либо прием лотерейных ставок от таких лиц, либо выплата, передача или предоставление им выигрышей —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 14.27 КоАП РФ
1. Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ регулируются порядок организации и проведения лотерей, устанавливаются обязательные нормативы лотерей. Нарушение правил, установленных данным Законом, влечет в том числе административную ответственность, предусмотренную комментируемой статьей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением лотерей.
Объективную сторону правонарушения составляет следующее. Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, а также на лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Таким образом, организатор лотереи вправе проводить лотерею лишь после получения соответствующего разрешения.
Статьей 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ установлено, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном указанной статьей.
Таким образом, организатор стимулирующей лотереи вправе проводить такую лотерею после направления уведомления о проведении стимулирующей лотереи в соответствующий уполномоченный орган.
Проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный условиями лотереи, должен составлять не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризм, экологическое развитие Российской Федерации), а также осуществление благотворительной деятельности. Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи в объеме, установленном Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ.
Бездействие в виде несвоевременного перечисления целевых отчислений от лотереи, а также их направление на иные цели, чем те, которые предусмотрены законодательством о лотереях, образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.
Организатор лотереи обязан осуществить выплату, передачу или предоставление выигрышей (п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ).
Отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи.
2. Субъектом правонарушения могут являться:
— гражданин — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое нарушило требования законодательства о лотереях (только по ч. 1 комментируемой статьи);
— должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, являющейся организатором лотереи и нарушившей требования законодательства о лотереях, либо индивидуальный предприниматель (ст. 2.4 КоАП РФ);
— юридическое лицо, являющееся организатором или оператором лотереи, которое нарушило требования законодательства о лотереях.
Субъективную сторону составляет вина в форме умысла или неосторожности.
Протоколы об административных правонарушениях по комментируемой статье вправе составлять должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей (п. 84 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — арбитражными судьями (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).