Статья 1.2 КоАП РФ (действующая редакция). Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 1.2 КоАП РФ

1. Задачи представляют собой определяющую категорию, от которой зависит не только объем полномочий отдельных органов, но также и их функции, а также иные аспекты деятельности. Задачи законодательства позволяют определить основные направления его реализации, а также разрешение задач таким образом, который позволит достичь целей принятия соответствующих нормативных актов. Указанные задачи являются общими и характерны для различных видов законодательства.

2. Задачами российского законодательства об административных правонарушениях являются:

— защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина — по смыслу настоящей статьи указанные положения объединяют в себе две самостоятельные задачи, однако их содержание свидетельствует о единстве данного положения, поскольку защита личности обеспечивается именно путем обеспечения охраны ее прав и свобод, их восстановления в случае нарушения, а также профилактика таких нарушений. Следует также заметить, что законодательство об административных правонарушениях в большинстве случаев предусматривает реализацию данной задачи посредством активной деятельности уполномоченных органов государственной власти и иных субъектов, что не препятствует использованию субъектами, права которых нарушаются, иных способов защиты, в первую очередь предусмотренных гражданским законодательством;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

— охрана здоровья граждан по своей сути представляет частный случай реализации первой задачи — защиты личности, охраны ее прав и свобод, поскольку именно в качестве специального права Конституция РФ предусматривает право на охрану здоровья гражданина. В рамках законодательства об административных правонарушениях охрана здоровья граждан обеспечивается посредством осуществления контроля и надзора за деятельностью уполномоченных на обеспечение охраны здоровья граждан органов;

— обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду и достигается за счет реализации деятельности по обеспечению безопасных условий существования человека специально уполномоченными органами, а также иными субъектами. Необеспечение указанных условий является предметом реализации норм КоАП РФ и иных нормативных актов об административных правонарушениях;

— защита общественной нравственности обеспечивается посредством профилактики и предотвращения правонарушений, посягающих на общественную нравственность;

— охрана окружающей среды обеспечивается по двум основным направлениям: с одной стороны, посредством введения мер ответственности за нарушение правил использования и охраны природных объектов и ресурсов, с другой — посредством закрепления мер государственной ответственности за совершение деяний, признанных правонарушениями;

— обеспечение установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности — решение указанной задачи имеет непосредственную связь с административными правонарушениями и наказанием за их совершение. Административные нормы непосредственно направлены на регламентацию порядка осуществления деятельности органов государственной власти в части осуществления ими функций государства, в связи с чем обеспечение предусмотренного настоящей статьей порядка составляет одну из основных задач административного законодательства.

3. Немаловажное место в системе задач законодательства об административных правонарушениях занимает комплекс экономических задач. В состав данного комплекса входят защита собственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений. Роль настоящего Кодекса и иных нормативных актов сводится не только к обеспечению единого экономического пространства на территории Российской Федерации, но и режима законности в части обеспечения права собственности отдельных субъектов и государства в целом, порядка взимания налогов и иных обязательных сборов. Следует заметить, что речь в данном случае идет о законодательстве об административных правонарушениях, которое призвано регламентировать перечень административных правонарушений в экономической сфере и меры ответственности за их совершение с учетом всех обстоятельств совершения указанного деяния. Решение рассматриваемого комплекса задач связано не только с пресечением подобных деяний и восстановлением законности, но, в первую очередь, их предупреждением, т.е. профилактикой административных правонарушений.

Эффективная деятельность по предупреждению административных правонарушений способствует повышению общего уровня правовой грамотности населения, а также способствует сокращению количества совершенных правонарушений. Не всегда предусмотренное действующим законодательством наказание позволяет исправить нарушителя и пресечь совершение им подобных деяний в будущем. Однако профилактическая деятельность позволяет не допустить совершения правонарушений отдельными субъектами.

Положения настоящей статьи призваны определить наиболее важные задачи законодательства об административных правонарушениях. Однако их перечень может корректироваться применительно к каждой конкретной практической ситуации и эффективности реализации отдельных задач.