Статья 8.31. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах

1. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Ст. 8.31 КоАП РФ

1. В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, не допускается загрязнение почвы в связи с обращениями с пестицидами, агрохимикатами, невыполнение работ по очистке лесосек, выпас сельскохозяйственных животных на неогороженных лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, без пастуха или без привязи, уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных, уничтожение или повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах, загрязнение лесов промышленными или бытовыми отходами, а также иные действия, способные нанести вред лесам.

Санитарная безопасность в лесах Российской Федерации обеспечивается согласно ст. 55 Лесного кодекса РФ комплексом различных по своей юридической природе и фактическому содержанию мер.

Объективная сторона правонарушения может выражаться в засорении леса: размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан, в поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания и т.п. или сбросов сточных вод — привнесении, выпуске, сливании их в водные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрытых лесом площадях. Загрязнение лесов может быть химическим, биологическим, радиационным и иным, осуществляться путем привнесения различными способами указанных в диспозиции нормы веществ, их соединений.

Предусмотренный ч. 3 комментируемой статьи состав административного правонарушения характеризуется обязательным признаком объективной стороны — местом совершения правонарушения: в защитных лесах.

К защитным лесам относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, а также расположенные в первом и втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, защитных полосах лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей и иных объектов транспортной инфраструктуры, зеленых зон, лесопарков, городских лесов, лесов, расположенных в первой, второй и третьей зонах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ценных лесах, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных лесах, лесах, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, лесах, имеющих научное или историческое значение, орехово-промысловых зонах, лесных плодовых насаждениях, ленточных борах.

В соответствии со ст. 102 Лесного кодекса РФ к особо защитным участкам лесов относятся берегозащитные и почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов и склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки, заповедные лесные участки, участки лесов, на которых произрастают реликтовые и эндемичные виды растений; место обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов.

2. С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются умышленной или неосторожной формами вины.

Субъектами административной ответственности по данной статье могут выступать физические и юридические лица, должностные лица.