Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 8.1 КоАП РФ

1. Целью введения рассматриваемой нормы в систему законодательства об административных правонарушениях является обеспечение соблюдения при производстве технологических работ по планированию, технико-экономическому обоснованию проектов, проектированию, размещению, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации различных объектов требований технологического порядка, направленного на охрану окружающей среды, соблюдение экологических требований.

Положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе и к отдельным специальным объектам.

По своей конструкции состав административного правонарушения, предусмотренный комментируемой статьей, является формальным, т.е. административная ответственность за него наступает с момента совершения противоправных действий, составляющих объективную сторону.

Следует отметить, что административная ответственность по рассматриваемой статье наступает в случае наличия всех необходимых признаков состава правонарушения, при условии что они не образуют состав преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение экологического законодательства при проведении вышеуказанных видов работ.

2. Объективную сторону изучаемого административного правонарушения составляют действия (бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

В качестве проектирования в комментируемой статье понимается совокупность технологических процедур, осуществляемых на основе специального решения уполномоченными на то лицами и влекущих определенные правовые последствия. Под размещением объектов подразумевается деятельность, направленная на пространственное определение месторасположения сооружения или иного объекта. Понятие строительства включает в себя создание, возведение на месте старых новых зданий, строений, сооружений. Под реконструкцией следует понимать изменение параметров объектов капитального строительства, составляющих их частей и качества инженерно-технического обеспечения. Существующая в строго определенной юридической форме процедура сдачи вновь возведенного или реконструированного объекта исполнителем и приемки его специально уполномоченными лицами, в том числе и проверка документации, фактического состояния объекта, пробный запуск, введение в действие называются вводом в эксплуатацию. Под эксплуатацией же объекта понимается его использование в соответствии с существующим назначением.

3. Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может быть выражена в формах как умысла, так и неосторожности.

В качестве субъектов административной ответственности за совершение состава правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, могут выступать лица, уполномоченные в силу закона, договора или распоряжения на ведение работ с соблюдением экологических требований. Таким образом, в данной норме административного права закреплен специальный субъект правонарушения.