Статья 7.13. Нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территорий либо несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны

1. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.

4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей, повлекшие причинение вреда объекту культурного наследия, в том числе выявленному объекту культурного наследия, либо уничтожение объекта культурного наследия, в том числе выявленного объекта культурного наследия, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до шестисот тысяч рублей.

5. Нарушение требований к архитектурному решению объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Комментарий к Ст. 7.13 КоАП РФ

1. Целью комментируемой статьи является обеспечение охраны памятников истории и культуры, соблюдение требований их сохранения — поддержания в надлежащем состоянии.

Необходимо обратить внимание на то, что рассматриваемая норма административного права предусматривает ответственность лишь за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия только федерального значения. Таким образом, ответственность за сохранение памятников истории и культуры регионального и местного значения может быть установлена законодательством субъектов в области административного права.

Правовое регулирование вопросов отнесения объектов к памятникам культуры и истории федерального значения осуществляется Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

2. К объектам культурного наследия федерального значения относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия.

Все памятники истории и культуры, подлежащие государственной охране и имеющие федеральное значение, включены в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Порядок содержания и использования объектов исторического и культурного наследия устанавливается Министерством культуры РФ, регулирующим в том числе и вопросы включения и исключения таких объектов из указанного Перечня.

Для обеспечения сохранности памятников истории и культуры в их исторической среде на сопряженной с ними территории вводятся специально выделенные территории — зоны охраны, в пределах которых установлен особый режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительные и другие работы.

Часть 2 комментируемой статьи посвящена охране особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, перечень которых определяется Правительством РФ на основании Единого государственного реестра объектов культурного наследия. Кроме того, объекты культурного наследия, представляющие выдающуюся универсальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть также признаны объектами всемирного культурного и природного наследия в соответствии с Конвенцией об охране объектов всемирного культурного и природного наследия. При этом такой объект одновременно признается особо ценным объектом культурного наследия народов РФ.

Все указанные объекты культурного наследия являются государственной собственностью и не могут отчуждаться.

Помимо признанных в установленном законом порядке памятников истории и культуры, государственной охране подлежат и выявленные, но еще не включенные в Единый государственный реестр объекты культурного наследия. Они признаются таковыми со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ документов, необходимых для принятия решения о включении объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия до принятия соответствующего решения.

В целях обеспечения их сохранности и целостности введены положения ч. 3 комментируемой статьи.

В качестве требований сохранения и использования объекта культурного наследия, за нарушение которых наступает административная ответственность, рассматривается неизменность облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с его особенностями, а также соблюдение установленного режима содержания и использования сопряженных с недвижимым памятником истории и культуры зон его охраны.

Таким образом, объектом рассматриваемых правонарушений выступают общественные отношения, складывающиеся в области сохранения объектов культурного наследия народов РФ.

3. В объективную сторону административных составов, предусмотренных комментируемой статьей, входит невыполнение или нарушение установленных в отношении объекта требований его сохранности и неизменности.

Совершение административных правонарушений в области охраны объектов культурного наследия возможно как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

В качестве субъектов административной ответственности законодателем предусмотрены как физические лица (граждане, должностные лица), так и юридические лица.