Статья 6.16. Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры

1. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.

2. Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, —

влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.

3. Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, —

влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в части нарушения правил оборота прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в список IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарий к Ст. 6.16 КоАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает дифференцированные меры административной ответственности за правонарушения, связанные с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, с учетом того, что прекурсоры разделены на четыре категории в зависимости от общественной опасности их использования в незаконном обороте. Основные требования к документальному сопровождению законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров установлены Правилами представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644).

2. При применении комментируемой статьи необходимо учитывать особенности учета операций, совершаемых с отдельными видами наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Так, постановлением мирового судьи Вологодской области производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ, в отношении ООО «Мясо и Мясопродукты» было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Вышестоящей инстанцией постановление отменено, ООО «Мясо и Мясопродукты» признано виновным в совершении данного правонарушения. Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой отменить последний судебный акт, считая его незаконными.

Из материалов дела усматривалось, что обществом были допущены следующие нарушения: форма журналов по учету операций с прекурсорами (ацетоном) не соответствовала установленной, в журналах не были отражены отдельные операции по приходу и расходу ацетона. Прекращая производство по делу, мировой судья исходил из того, что большинство приведенных нарушений имели место до сентября 2011 г., то есть годичный срок давности привлечения ООО «Мясо и Мясопродукты» к ответственности на момент рассмотрения дела истек. Суд вышестоящей инстанции с данными выводом не согласился, полагая, что данные нарушения являются длящимися.

Верховный Суд Российской Федерации, отменяя решение о привлечении ООО «Мясо и Мясопродукты» к ответственности, отметил, что нарушения относительно учета операций с прекурсором (ацетоном) не носят длительного непрекращающегося характера и имели место более чем за один год до проведения проверки. В отношении отсутствия подтверждающих документов по расходу ацетона за определенный период было отмечено, что в силу п. 7 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, документального подтверждения операций по отпуску, реализации, приобретению или использованию ацетона в концентрации 60% или более массой, не превышающей 100 килограммов, не требуется, запись в журнале о суммарном количестве реализованного ацетона производится ежемесячно (см. подробнее Постановление Верховного Суда РФ от 06.02.2014 N 2-АД13-4).