Статья 5.9 КоАП РФ (действующая редакция). Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности

Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.9 КоАП РФ

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом данного нарушения выступают отношения по проведению агитации в ходе избирательной кампании (кампании референдума). Непосредственный объект — установленные законом правила, ограничивающие рекламирование предпринимательской и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций в период агитационной кампании при проведении выборов.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Но в нем (ч. 11 ст. 5) сказано, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования российского законодательства.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ ограничивает условия рекламы предпринимательской и иной деятельности в период проведения выборов для некоторых рекламодателей и распространителей рекламы, участвующих в агитационной кампании в качестве кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций. В п. 4 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ содержится положение о том, что в ходе избирательной кампании (кампании референдума) оплата рекламы коммерческой (в т.ч. предпринимательской) и иной (не связанной с выборами и референдумом) деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата (члена или уполномоченного представителя инициативной или иной группы участников референдума), а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата (список кандидатов), осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда (фонда референдума). В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

Понятие предпринимательской деятельности дано в части 1 статьи 2 Гражданского кодекса России. Иной деятельностью кандидатов, других указанных в комментируемой статье лиц, можно считать упоминаемую в разных законах преподавательскую (педагогическую), научную, творческую, благотворительную и иную социально полезную деятельность (работу, службу, достижения и награды).

2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии), нарушающих вышеуказанные требования и ограничения в период проведения выборов (референдума). При этом для оценки объективной стороны правонарушения не имеют значения виды, формы и способы проводимой рекламы (по радио, телевидению, в периодических печатных изданиях, на печатных, аудиовизуальных и иных материалах, в форме наружной рекламы и др.). На практике чаще всего имеют место нарушения, выражающиеся в долгосрочной рекламной кампании, оплаченной не из средств избирательного фонда и захватывающей период проведения выборов.

Данное административное правонарушение считается оконченным с момента начала рекламирования предпринимательской или иной деятельности. Учитывая, что нередко подобные правонарушения носят длящийся характер, следует иметь в виду, что сроки давности привлечения к административной ответственности нужно исчислять со дня обнаружения проступка (см. ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

3. Субъектами правонарушения могут быть как граждане (например, кандидаты в депутаты), так и должностные лица (например, руководители организаций, выпускающих средства массовой информации). В качестве юридических лиц субъектами данного правонарушения могут быть различные коммерческие и некоммерческие организации, например, организации, осуществляющие теле- и(или) радиовещание, или выпускающие периодические печатные издания, избирательные объединения (политические партии и их региональные отделения), организации, занимающиеся наружной рекламой или иной рекламной деятельностью, и др. Иногда среди таких юридических лиц встречаются организации, учредителями, собственниками, владельцами или членами органов управления которых являются кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители.

4. Характеризуя субъективную сторону, следует отметить, что данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Чаще всего виновный совершает правонарушающее действие в форме прямого либо косвенного умысла. В то же время характер правонарушения (т.е. действия по распространению рекламной информации о гражданине — кандидате или о политической партии — избирательном объединении) не исключает неосторожную форму вины (например, по незнанию, по забывчивости).