Статья 5.56. Нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума

1. Непредставление председателем, заместителем председателя или секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, или их представление с нарушением установленных законом сроков —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, до истечения сроков их хранения, а также нарушение установленного порядка уничтожения таких документов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.56 КоАП РФ

1. Общим объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом выступают общественные отношения, связанные с использованием документов в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов. Непосредственный объект — установленный законом порядок передачи документов, связанных с выборами и референдумами, от нижестоящих избирательных комиссий (комиссий референдума) вышестоящим комиссиям (ч. 1), а также порядок обеспечения сохранности таких документов (ч. 2).

Названный порядок и соответствующие правила работы с документами установлены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах.

Правоприменительная практика показывает, что при подготовке выборов (референдума) и в ходе избирательной кампании (кампании референдума) используется множество разнообразных документов, имеющих юридическое значение. Это акты, ведомости, реестры; списки избирателей, списки кандидатов; подписные листы (листы поддержки); открепительные удостоверения; избирательные бюллетени (бюллетени для голосования на референдуме); решения, постановления, протоколы избирательных комиссий; особые мнения членов комиссии; обращения, заявления, жалобы, запросы; отчеты, сведения и др. Именно они могут быть предметом конкретного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

Документы, связанные с проведением выборов и референдумов, должны своевременно (незамедлительно, в установленные сроки и т.п.) передаваться из нижестоящей избирательной комиссии (комиссии референдума) в вышестоящую, и наоборот.

Так, согласно Закону первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования жалобы (заявления) на нарушения закона, принятые по ним решения участковой комиссии и составленные ею акты и реестры.

Закон также требует, чтобы не только первый экземпляр протокола об итогах голосования, но и вся избирательная документация (документация референдума), включая бюллетени, при первой же возможности председателем или секретарем участковой комиссии (либо по их поручению) была представлена (доставлена) в вышестоящую комиссию непосредственно либо иным способом, обеспечивающим сохранность этой документации и доставку ее по назначению (п. п. 30, 34 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Разрабатываемый на основе действующего законодательства порядок хранения, передачи в архив и уничтожения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов утверждается Центральной избирательной комиссией РФ (для федеральных выборов и референдумов), избирательными комиссиями субъектов РФ (для региональных и местных выборов и референдумов). Так, Порядок хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента РФ в 2012 году, и Порядок уничтожения аналогичных документов утверждены Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 01.06.2011 N 13/149-6).

Документация комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями избирателей, участников референдума, бюллетени, открепительные удостоверения и списки избирателей, участников референдума, подлежит хранению в течение установленных законом сроков. В соответствии с п. 10 ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ бюллетени для голосования на выборах (референдуме), открепительные удостоверения, списки избирателей (участников референдума) и подписные листы в упакованном и опечатанном виде в охраняемых помещениях хранятся не менее одного года со дня официального опубликования итогов голосования и результатов выборов (референдума). Сроки хранения протоколов об итогах голосования и сводных таблиц избирательных комиссий об итогах голосования не могут быть менее одного года со дня объявления даты следующих выборов того же уровня, а комиссий референдума — менее пяти лет со дня опубликования итогов голосования. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов (референдума), возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением избирательных прав (права на участие в референдуме), сроки хранения соответствующей документации продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом).

Ответственность за сохранность документов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдума, возлагается на председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии (комиссии референдума) до передачи указанных документов в вышестоящую комиссию или в архив или до их уничтожения по истечении сроков хранения.

2. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, составляет бездействие названных в ней должностных лиц избирательной комиссии (комиссии референдума), выразившееся в непредставлении (либо действие, выразившееся в несвоевременном представлении) упомянутых выше документов, связанных с подготовкой и проведением выборов (референдума), в вышестоящую комиссию.

Представление таких документов не в полном объеме либо с нарушениями требований к их оформлению и т.п. объективной стороной данного правонарушения не охватывается.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в действиях лиц, досрочно (до истечения установленного срока хранения) уничтоживших избирательные (референдумные) документы, либо осуществивших уничтожение таких документов с нарушением установленного порядка (например, путем сдачи в утиль или выброса на мусорную свалку вместо сжигания, измельчения в специальном аппарате, превращения в бумажную крошку и т.п.).

3. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1, может быть только должностное лицо из числа указанных в статье. Правонарушение, предусмотренное в ч. 2, могут совершить как работники аппарата или члены избирательной комиссии (комиссии референдума), так и ее руководители (должностные лица) — председатель, заместитель председателя, секретарь.

Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью (например, при пропуске срока представления документов).