Статья 5.31. Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.31 КоАП РФ

1. Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются трудовые права граждан, гарантируемые трудовым законодательством. Непосредственный объект этого правонарушения — право работников на заключение коллективного договора, соглашения.

Коллективные договора и соглашения имеют важное значение в регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Соглашение, как определено в ст. 45 ТК РФ — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

— формы, системы и размеры оплаты труда;

— выплата пособий, компенсаций;

— механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

— занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

— рабочее время и время отдыха (включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков);

— улучшение условий и охраны труда работников (в том числе женщин и молодежи);

— соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

— экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

— гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

— оздоровление и отдых работников и членов их семей;

— частичная или полная оплата питания работников;

— контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

— отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

— другие вопросы, определенные сторонами (ст. 41 ТК РФ).

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя (организации и др.) могут также устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

— оплата труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы);

— гарантии, компенсации и льготы работникам;

— режимы труда и отдыха;

— занятость, условия высвобождения работников;

— подготовка и дополнительное профессиональное образование работников (в том числе в целях модернизации производства);

— условия и охрана труда; развитие социального партнерства (в том числе участие работников в управлении организацией);

— дополнительное пенсионное страхование; другие вопросы, определенные сторонами (ст. 46 ТК РФ).

Заключенный (подписанный) работодателем коллективный договор, соглашение имеет обязательную юридическую силу и подлежит выполнению в полном объеме. Невыполнение им обязательств по коллективному договору, соглашению влечет ответственность по комментируемой статье.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может выражаться как в действиях (если потенциальный виновник допускает действия, которые нарушают коллективный договор, соглашение), так и бездействии (если потенциальный виновник не выполняет свои обязательства), направленных на нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Виновный вообще не исполняет взятые на себя обязательства. Нарушения могут проявляться также в выполнении коллективного договора ненадлежащим образом (не в полном объеме, несвоевременно, например, повышается зарплата и т.п.);

Оконченным административное правонарушение считается в момент совершения вышеуказанных действия (или бездействия — в случае истечения срока исполнения обязательств по коллективному договору, соглашению).

3. Статья 55 ТК РФ говорит о том, что лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. Однако, судя по диспозиции комментируемой статьи, субъектом данного правонарушения является только работодатель (или его представитель), причем как физическое лицо (см. комментарий к ст. 5.28 КоАП РФ). Системное толкование ст. 2.10 КоАП РФ во взаимосвязи с комментируемой статьей позволяет прийти к выводу, что юридическое лицо не является субъектом ответственности за данное правонарушение.

С субъективной стороны нарушение или невыполнение обязательств характеризуется тем, что нарушитель (потенциальный виновник) действует умышленно. Но возможны ситуации проявления с его стороны небрежности (т.е. невыполнение отдельных обязательств по коллективному договору, соглашению по забывчивости).

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В настоящее время это Федеральная служба по труду и занятости и подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах РФ, должностные лица которой и рассматривают дела об этих административных правонарушениях (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3; ст. 23.12 КоАП РФ).