Статья 5.23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме

Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.23 КоАП РФ

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом нарушения выступают общественные отношения, связанные с использованием бюллетеней для голосования на выборах и референдуме. Непосредственный объект — установленные законом правила изготовления бюллетеней для голосования и передачи их в избирательные комиссии (комиссии референдума), не допускающие сокрытие остатков тиражей изготовленных бюллетеней.

Порядок изготовления, приема, передачи, совершения других действий с избирательными бюллетенями (бюллетенями для голосования на референдуме) устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах.

Установление административной ответственности за сокрытие остатков тиражей бюллетеней для голосования произведено с целью предотвращения возможного последующего использования этих бюллетеней в ходе голосования и установления его итогов, определения результатов выборов (референдума). Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, является одним из элементов объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 142.1 УК РФ («Фальсификация итогов голосования»).

Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса, разместившей заказ на их изготовление, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации в присутствии членов избирательной комиссии (комиссии референдума) и иных лиц, имеющих на это право, уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт (п. 11 ст. 63 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Далее бюллетени передаются в таком же порядке нижестоящим избирательным комиссиям (комиссиям референдума), вплоть до участковых комиссий. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней (п. 12 ст. 63 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем также составляется акт (п. 13 ст. 63 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

При передаче бюллетеней нижестоящей избирательной комиссии (комиссии референдума), их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, кандидаты, их представители, а также представители избирательных объединений, инициативной или иной группы по проведению референдума, и иные имеющие на это право лица, каждый из которых вправе подписать акты, составляемые при передаче, выбраковке и уничтожении (если таковые производятся) бюллетеней (п. 14 ст. 63 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

2. Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии), выражающихся в сокрытии невостребованных, неучтенных и непереданных комиссиям остатков тиражей бюллетеней для голосования на выборах (референдуме).

Состав правонарушения может иметь место в случае сокрытия остатков значимого (достаточно большого) количества бюллетеней (например, не менее ста штук, которые потенциально можно использовать в целях искажения действительного волеизъявления избирателей (участников референдума) хотя бы на одном участке для голосования. В случае сокрытия (неучета и неуничтожения) единичных экземпляров бюллетеней (от одного — до двух-трех десятков) лицо, совершившее данное деяние в силу его малозначительности может быть освобождено от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

3. Субъектом данного административного правонарушения может быть гражданин, например рядовой работник или должностное лицо (например, начальник цеха) полиграфической организации, осуществляющей изготовление (печатание) бюллетеней, а также сама указанная организация как юридическое лицо.

Поскольку ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несет председатель избирательной комиссии (комиссии референдума), осуществляющий получение и передачу бюллетеней, то он также может быть как должностное лицо субъектом данного правонарушения.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется тем, что оно совершается в форме умысла (см. ст. 2.2 КоАП РФ комментарий к ней).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренного комментируемой статьей, осуществляется прокурором, который выносит по этому поводу мотивированное постановление.