Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму

Умышленное уничтожение или повреждение информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, либо агитационного материала, размещенного в соответствии с законом, вывешенного на здании, сооружении или ином объекте в период избирательной кампании, кампании референдума, либо нанесение надписей или изображений на такой материал —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Комментарий к Ст. 5.14 КоАП РФ

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Отношения по информированию избирателей и проведению предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) являются родовым объектом данного правонарушения. Непосредственный объект — установленные законом правила, запрещающие уничтожение или повреждение печатных информационных и агитационных материалов, распространяемых в период избирательной кампании (кампании референдума).

Основные требования и условия выпуска и распространения печатных материалов в рамках информирования избирателей и агитации на выборах (референдуме) нормативно сформулированы в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

Информационные печатные материалы (не содержащие признаков агитации) о ходе подготовки и проведения выборов (референдума), о сроках и порядке совершения избирательных (референдумных) действий, о законодательстве, о кандидатах, об избирательных объединениях и т.п. исходят главным образом от избирательных комиссий (п. 3 ст. 45 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Они могут быть уничтожены или повреждены, если размещаются на улицах и площадях в виде плакатов, стендов, растяжек и т.п.

Состав комментируемой статьи могут составлять также действия по уничтожению или повреждению информационных материалов, размещаемых на избирательных участках и в помещении для голосования. В частности, это касается информационного стенда с информацией о кандидатах, списках кандидатов (биографические данные, кем выдвинут, сведения о доходах и т.п.), об избирательных объединениях, внесенных в бюллетень, о вопросах референдума и др., который оборудует участковая избирательная комиссия (комиссия референдума).

Агитационные печатные материалы, предназначенные для массового распространения и обнародования в период избирательной кампании (кампании референдума) — это чаще всего листовки, плакаты, перетяжки и т.п. материалы, выполненные на бумажном или ином носителе.

По общему правилу, печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов (за исключением специально отведенных для этого мест). Кроме того, такие печатные материалы могут вывешиваться или расклеиваться на выделенных для этой цели органами местного самоуправления (местными администрациями) специальных местах (п. п. 7, 8 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

По окончании установленного законом агитационного периода агитационные печатные материалы, ранее размещенные с соблюдением указанных выше правил, могут сохраняться на прежних местах (п. 4 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Поэтому их уничтожение или повреждение, например, в день голосования или в предшествующий ему день также может влечь административную ответственность.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, приводящих к уничтожению либо к повреждению информационных или агитационных печатных материалов, а равно в нанесении на них надписей или изображений какого бы то ни было содержания и смысла.

Уничтожение информационных или агитационных материалов имеет место тогда, когда материал приходит в полную негодность, что может быть в результате, например, сжигания, разрывания на мелкие куски и фрагменты, превращения в бумажную крошку и т.п.). Повреждение материалов может быть произведено, например, путем заклеивания или срывания половины плаката, разреза рекламной перетяжки и т.п.

Что касается нанесения надписей или изображений на информационные и агитационные печатные материалы, то состав административного правонарушения образуют лишь такие из них (рисунки, текстовые дописки, дорисовки и иные дополнения и т.п.), которые носят оскорбительный, хулиганский, экстремистский и т.п. характер. Если будет иметь место нанесение на указанные печатные материалы нацистской атрибутики или символики, то подобные действия могут влечь административную ответственность по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.

Правонарушающие действия, влекущие наступление ответственности по данной статье, относятся только к информационным и агитационным печатным материалам, вывешенным в соответствии с законом. Уничтожение или повреждение материалов, вывешенных на зданиях и сооружениях без согласия собственника или владельца этих объектов, а также вывешенных в иных местах, где это законом запрещено, состава правонарушения не образуют.

Оконченным правонарушение считается с момента совершения любых из вышеупомянутых действий.

3. Субъектом этого правонарушения может являться любое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, или должностное лицо (если правонарушающие действия были совершены по его распоряжению).

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется лишь умышленной виной в форме прямого умысла (см. ст. 2.2 КоАП РФ).