Статья 27.13.1. Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации

1. Судно, доставленное в порт Российской Федерации должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 10.1 части 1 статьи 27.2 настоящего Кодекса, может быть задержано для выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 — 8.20, частью 2 статьи 11.7.1 настоящего Кодекса.

2. Задержание судна осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

3. О задержании судна составляется протокол. Копия протокола о задержании судна вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. Срок задержания судна исчисляется с момента составления протокола о задержании судна и не может превышать 72 часа. По истечении срока задержания судно подлежит освобождению либо аресту в порядке, предусмотренном статьей 27.14.1 настоящего Кодекса.

5. О задержании иностранного судна федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, незамедлительно уведомляет дипломатическое представительство или консульское учреждение государства флага судна в Российской Федерации.

6. Порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных судов и порядок возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 27.13.1 КоАП РФ

1. Основаниями для задержания судна, доставленного в порт Российской Федерации, являются несколько видов правонарушений:

— нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

— нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

— нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

— незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

2. Данная мера обеспечения производства по делу об административных правонарушениях может применяться должностными лицами только двух уполномоченных органов в пределах их компетенции — пограничных органов (при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации) и должностными лицами таможенных органов (при выявлении нарушений таможенных правил во внутренних морских водах, в территориальном море).

Перечень конкретных должностных лиц указанных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях названных категорий и, соответственно, осуществлять задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, определен ведомственными нормативными правовыми актами.

Перечень должностных лиц органов Федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом ФСБ России от 11.12.2013 N 747.

Полномочия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях регламентированы Приказом ФТС России от 01.03.2012 N 368.

3. Правила хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных или арестованных судов, возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1452.

Хранение задержанного судна заключается в размещении его в специально отведенном месте, обеспечении сохранности данного судна, предотвращении несанкционированного доступа к нему и недопущения несанкционированных действий с ним.

Содержание задержанного судна включает снабжение его электроэнергией, топливом, водой в количестве, необходимом для обеспечения жизнедеятельности экипажа и безопасной стоянки судна.

Обеспечение безопасной стоянки задержанных судов включает в себя мероприятия по обеспечению живучести судна, то есть его способности противостоять аварийным повреждениям, в том числе мероприятия по восстановлению и поддержанию судна в состоянии, пригодном для его использования.

Должностное лицо пограничного или таможенного органа после принятия решения о доставлении судна в морской порт Российской Федерации незамедлительно информирует об этом капитана порта, в который будет доставлено судно.

О задержании иностранного судна уполномоченное должностное лицо незамедлительно информирует Министерство иностранных дел РФ.

Доставленные в порт суда помещаются в отведенные районы якорной стоянки для задержанных или арестованных судов, которые определяются Министерством транспорта РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ и Федеральной таможенной службой и должны обеспечивать возможность контроля за задержанными судами.

Уполномоченное должностное лицо после принятия решения о задержании судна объявляет судовладельцу и (или) капитану судна об ограничении права пользования и распоряжения судном и находящимся на нем имуществом, о чем делается запись в соответствующем протоколе.

Пользование задержанными судами, находящимся на них имуществом допускается для выполнения мероприятий, касающихся обеспечения жизнедеятельности экипажа, соблюдения требований в области охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды от загрязнения, а также требований безопасности мореплавания (включая мероприятия по обеспечению безопасной стоянки и содержанию судна).

Задержанные суда находятся в районах якорной стоянки либо помещаются к причалу порта (если техническое состояние задержанного судна и (или) численность членов экипажа, имеющих надлежащую квалификацию, не обеспечивает безопасную стоянку указанного судна и защиту морской среды в районе якорной стоянки, либо если процессуальные действия и грузовые операции, проводимые в отношении задержанного судна, требуют нахождения указанного судна у причала порта).

В случаях отсутствия судовладельца и капитана судна задержанное судно передается для хранения, содержания и обеспечения безопасной стоянки организации, которая оказывает указанные услуги в соответствии с учредительными документами и с которой пограничным или таможенным органом заключается договор хранения.

В случае наличия на задержанном судне экипажа обеспечение его жизнедеятельности осуществляется в рамках мероприятий по содержанию судна.

До передачи задержанного судна хранителю хранение указанного судна обеспечивается уполномоченным должностным лицом, принявшим решение о задержании судна.

Хранитель определяется на конкурсной основе в соответствии с законодательством РФ.

Документы, подтверждающие передачу (помещение) задержанного судна на хранение, приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.

Возмещение владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением задержанного судна, обеспечением жизнедеятельности его экипажа, осуществляется хранителем или иным лицом, обеспечивающим хранение задержанного судна.