Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Комментарий к Ст. 24.3 КоАП РФ

1. По общему правилу дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, т.е. публично. Открытость рассмотрения дел об административных правонарушениях означает право любого лица присутствовать на рассмотрении дела об административном правонарушении. Лишить лицо этого права может только судья, должностное лицо или орган, рассматривающие дело об административном правонарушении. Принцип гласности разбирательства дел об административных правонарушениях вытекает из положений ч. 1 ст. 123 Конституции РФ.

В закрытом порядке дела рассматриваются:

— в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ (по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения и области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи);

— в случаях, если это может привести к разглашению:

государственной тайны, в т.ч. военной тайны (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1);

коммерческой тайны (Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»);

иной охраняемой законом тайны, например врачебной тайны (ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ);

— в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, как по ходатайству кого-либо из лиц, участвующих в деле, так и по усмотрению судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело. Данное решение оформляется в виде определения.

3. Частным случаем принципа открытости рассмотрения дела об административном правонарушении является право любого лица, участвующего или присутствующего при рассмотрении дела, фиксировать ход рассмотрения дело письменно или с использованием средств аудиозаписи. Для такого способа фиксации рассмотрения дела разрешения судьи, органа или лица, рассматривающих дело, не требуется. Тогда как фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются только с разрешения судьи, органа или должностного лица, рассматривающих дело.