Статья 19.7.6. Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка

Незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 19.7.6 КоАП РФ

1. Согласно ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

В соответствии со ст. 89 НК РФ, при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

Согласно ст. 91 НК РФ должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом. Если проверяемое лицо препятствует доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения, руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утвержден Приказом Минфина России N 20н, МНС России N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999 «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке». Согласно данному Положению налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.

2. До введения в КоАП РФ комментируемой статьи административная ответственность за препятствование в осуществлении налоговой проверки наступала по ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)». При этом ряд вопросов, связанных с применением данной статьи, не имел однозначных ответов. В частности, НК РФ не содержит разъяснений по вопросу, вправе ли налогоплательщик не пускать на свою территорию проверяющих, если решение о проведении выездной проверки составлено с нарушениями или не пускать на свою территорию проверяющих, фамилии которых не указаны в решении о проведении выездной проверки. Введение настоящей статьи хоть и выделило специальный состав административного правонарушения, не дает однозначного ответа на вопрос, при каких обстоятельствах отказ в доступе (или воспрепятствование в доступе) будет являться незаконным.

Статья 19.4.1 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)» по своему составу также близка с комментируемой статьей. Следует отметить, что рассматриваемая статья является единственной из блока ст. ст. 19.7 — 19.7.8 КоАП РФ, где ответственность устанавливается не за непредставление информации как таковой, а за препятствование должностным лицам государственных органов в их деятельности по получению информации. По нашему мнению, в данный блок статья помещена некорректно, более уместной была бы нумерация 19.4.2. Кроме того, из диспозиции ст. 19.4.1 КоАП РФ следует исключить случай, когда административная ответственность наступает по настоящей статье.

3. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются руководители и другие работники налогоплательщика, на которых возложены обязанности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (см. ст. 2.4 КоАП РФ).

Административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ).