Статья 18.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации

водах Российской Федерации

1. Нарушение установленных в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Ведение в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения (уведомления) пограничных органов либо с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления) —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к Ст. 18.3 КоАП РФ

1. Объектом состава административного правонарушения, закрепленного в настоящей статье, являются общественные отношения, возникающие в связи с функционированием пограничного режима в территориальном море, внутренних морских водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов.

Объективная сторона характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившемся в нарушении правил:

— учета, хранения, выхода из пунктов базирования российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду;

— возвращения в пункты базирования российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду;

— пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду.

Правила учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду определяются разделом 3 Приказа ФСБ России от 15.10.2012 N 515.

Следует отметить, что, кроме противоправного деяния как обязательного признака рассматриваемого состава административного правонарушения, объективная сторона рассматриваемого состава содержит признак места совершения административного правонарушения. В данном случае административное правонарушение должно быть совершено во внутреннем море, территориальном море, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ под внутренними морскими водами РФ понимаются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ исходными линиями признает:

— линию наибольшего отлива вдоль берега, указанную на официально изданных в Российской Федерации морских картах;

— прямую исходную линию, соединяющую наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

— прямую линию, проводимую поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

— прямую линию, не превышающую 24 морские мили, соединяющую точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;

— систему прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Территориальным морем в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ признается примыкающая к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Субъектом состава административного правонарушения являются исключительно физические и должностные лица — см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

2. Объективная сторона характеризуется противоправным деянием (действием) без разрешения (уведомления) пограничных органов РФ или с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления), выразившимся в ведении в указанных в ч. 1 территориях промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности. Порядок получения разрешения и правила проведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности определяются разделом 4 Приказа ФСБ России от 15.10.2012 N 515.

Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.