Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки

1. Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

4. Утратила силу.

Примечания:

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Комментарий к Ст. 16.1 КоАП РФ

1. Родовым объектом административных правонарушений, включенных в гл. 16 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (далее — ТС). Непосредственным объектом комментируемой статьи являются общественные отношения, возникающие в связи с прибытием товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза или выбытием их с данной таможенной территории. Предметом комментируемого состава правонарушения в соответствии с ч. 2 п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» являются как товары, так и транспортные средства, на которых перевозятся товары, поскольку в отношении их также не выполнены требования таможенного законодательства. Следует отметить, что родовой и непосредственный объект рассматриваемых составов идентичен во всех частях настоящей статьи.

Объективная сторона рассматриваемого состава характеризуется совершением противоправного деяния в форме действия, выразившегося:

— в нарушении порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию ТС;

— в совершении действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы ТС товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории ТС.

К числу признаков объективной стороны рассматриваемого состава следует отнести время и место совершения административного правонарушения. Местом совершения данного административного правонарушения является любое место вне места, установленного для перемещения товаров и (или) транспортных средств или вне места работы таможенного органа. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза <20> (далее — ТК ТС) незаконным признается перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза, которое осуществляется вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах. Место перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу ТС определяется таможенными органами РФ. Временем, в течение которого возможно перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу ТС, является время работы таможенного органа, которое определяется административным регламентом деятельности таможенных органов по исполнения государственных функций. Таможенной границей ТС в соответствии с ч. 2 ст. 2 ТК ТС признается предел таможенной территории ТС. В свою очередь, таможенную территорию ТС, в соответствии с ч. 1 ст. 2 ТК ТС, образует территория Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов ТС искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены ТС обладают исключительной юрисдикцией.
———————————
<20> Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, утвержденному решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 17.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются физические лица, как российские граждане, так иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 16-ти лет, должностные лица (см. комментарий к ст. 2.4 КоАП РФ) и юридические лица (см. комментарий к ст. 2.10 КоАП РФ), а также индивидуальные предприниматели, которые несут ответственность как юридические лица (ч. 1 примечания к комментируемой статье). Данный состав субъектов характерен для большинства составов административных правонарушений, закрепленных в комментируемой главе.

Субъективная сторона комментируемого состава административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Причем умысел может быть как прямой, так косвенный, а неосторожность — в форме небрежности и самонадеянности (см. комментарий к ст. 2.2 КоАП РФ).

2. Часть 2 комментируемой статьи имеет объект и субъект, идентичный составу административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи. Объективная сторона характеризуется противоправным деянием, выражающимся в действиях по сокрытию товара от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других. Под сокрытием товаров от таможенного контроля следует понимать создание тайников, изготовленных в целях сокрытия товаров, оборудование или приспособление транспортного средства для целей сокрытия товаров от таможенного контроля, создание конструктивных приспособлений или емкостей, которые подвергаются предварительной разборке и монтажу для целей сокрытия товаров от таможенного контроля. Под таможенным контролем в соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 4 ТК ТС понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов ТС. Орудием совершения данного административного правонарушения является транспортное средство, оборудованное специальными хранилищами для сокрытия товаров от таможенного контроля при перемещении их через таможенную границу ТС (ч. 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18).

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи.

3. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, характеризуется противоправным деянием, выражающимся в действиях по сообщению в таможенный орган недостоверных сведений при прибытии на таможенную территорию ТС, убытии с таможенной территории ТС либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения. Сообщенная информация должна касаться:

— количества грузовых мест;

— маркировки грузовых мест и грузов;

— наименования, веса брутто и (или) объема товаров.

В соответствии с Обзором правоприменительной практики привлечения таможенными органами перевозчиков к ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, являющимся приложением к письму ФТС России от 28.04.2007 N 18-12/16242, ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень недостоверных сведений о товарах, за сообщение которых таможенному органу наступает административная ответственность по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ:

— количество грузовых мест;

— маркировка грузовых мест;

— наименование товаров;

— вес и (или) объем товаров.

Представление иных недостоверных сведений таможенному органу не влечет административной ответственности по указанной статье.

Сообщение недостоверной информации должно быть осуществлено посредством:

— предоставления недействительных документов;

— использования для этих целей поддельного средства идентификации;

— использования подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

В соответствии с п. 2 примечания к данной статье под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы. В соответствии со ст. 109 ТК ТС идентификация товаров осуществляется таможенными органами путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами. Использование подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, представляет собой действие, направленное на подмену подлинных средств идентификации и применении их к другим товарам.

Содержание субъекта и субъективной стороны состава рассматриваемого административного правонарушения та же, что и для ч. 2 настоящей статьи. Вместе с тем следует отметить важное положение, предложенное в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18, где отмечается, что при определении и оценке вины перевозчика надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок товаров предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения. При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств данного правонарушения.

4. Объективная сторона ч. 4 комментируемой статьи характеризуется предоставлением в таможенный орган недействительных документов (см. п. 2 примечания к настоящей статье) на товары при их прибытии на таможенную территорию ТС или убытии с таможенной территории ТС. Указанные недействительные документы должны послужить основанием несоблюдения установленных международными договорами государств — членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов ТС, запретов и ограничений. В соответствии с ч. 1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, установленных ТК ТС, международными договорами государств — членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами государств — членов ТС, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов ТС. Комментируемый состав административного правонарушения содержит исключение, касающееся предоставления недействительных документов послуживших основанием несоблюдения мер нетарифного регулирования. Подобные действия не влекут административную ответственность по ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ, а порождают состав, предусмотренный ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ.

Субъектом — см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи.