Статья 13.9. Самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи

Строительство или эксплуатация сооружений связи без специального разрешения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 13.9 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения в комментируемой статье является общее право на прием, обработку и передачу сообщений электросвязи (см. комментарий к статье 13.2). Непосредственным объектом правонарушения в комментируемой статье являются закрепленные постановлениями Правительства РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 12.10.2004 N 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств»; Постановление Правительства РФ от 28.03.2005 N 161 «Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия») и ведомственными нормативными актами (см., например, Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 06.12.2005 N 137 «Об утверждении требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг связи»; Приказ Минсвязи РФ от 09.09.2002 N 113 «Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи») особый порядок проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и сам порядок эксплуатации сооружений связи, который предполагает обязательную регистрацию и получение разрешения надзорного органа на осуществление деятельности. Ввод в эксплуатацию сооружения связи включает: приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки; выдачу органом Роскомнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи. Утвержденный Акт приемки сооружения связи является основанием для выдачи органом Роскомнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи для предоставления услуг связи (в связи с либерализацией общей строительной отрасли практика реализации нормативных актов в отрасли связи сведена к требованию наличия проекта и акта ввода объекта связи в эксплуатацию. Процедура обязательной регистрации начала строительства также распространяется не на все объекты связи). Упрощенная процедура начала строительства и ввода в эксплуатацию предусмотрена для отдельных видов маломощных или удаленных объектов связи общего пользования.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется тем, что статья содержит два формальных состава правонарушения: строительство без специального разрешения и эксплуатация без специального разрешения сооружений связи. В условиях использования современных технологий процесс строительства весьма скоротечен, а эксплуатация объекта связи может быть начата уже в ходе монтажа. Разграничение данных составов может быть необходимо только для выяснения формы вины конкретного лица, ответственного либо за строительство, либо за эксплуатацию.

2. Субъектом данного правонарушения может быть:

— гражданин в возрасте от 16 лет;

— должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями);

— юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьей.

Субъективная сторона правонарушения — прямой умысел.

Протокол о совершении данного проступка составляется органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляет:

— Главный государственный инспектор РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители;

— старшие государственные инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется также судьей при передаче ему дела.