Статья 12.19 КоАП РФ (действующая редакция). Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 — 6 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

3.1. Остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

3.2. Остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях либо остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

4. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.

6. Нарушения, предусмотренные частями 3-4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

влекут наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Примечание. Утратило силу.

Комментарий к Ст. 12.19 КоАП РФ

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, носит общий характер и заключается в нарушении правил остановки или стоянки транспортных средств, причем следует заметить, что состав данного правонарушения формируется по остаточному принципу путем изъятия из него предмета правового регулирования иных норм настоящего Кодекса. Объективная сторона иных предусмотренных настоящей статьей деяний более конкретна и сводится к нарушению правил остановки и стоянки на отдельных участках дороги или иных объектах:

— в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов;

— на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, кроме случаев вынужденной остановки;

— на тротуаре;

— в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе 15 метров от мест их остановки, кроме случаев вынужденной остановки;

— на трамвайных путях либо далее первого ряда от края проезжей части;

— на проезжей части, при условии создания препятствий для движения других транспортных средств;

— в тоннеле, где ограниченная видимость не позволяет водителю своевременно заметить стоящее транспортное средство, чем многократно увеличивается риск столкновения.

Особое место в системе нарушений, предусмотренных настоящей статьей, занимает нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на территории городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.

2. Субъектом деяний, регламентированных комментируемой статьей, являются водители транспортных средств, совершившие нарушения указанных в объективной стороне требований Правил дорожного движения. Следует заметить, что субъективная сторона характеризуется не только умышленной формой вины, но, как правило, речь идет только о прямом умысле.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 13-П ч. 5 ст. 12.19 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку установленное ей регулирование основано на объективных критериях и учитывает специфику дорожно-транспортной обстановки на территориях данных субъектов Российской Федерации как крупнейших городских населенных пунктов Российской Федерации.

Часть 6 статьи 12.19 также признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку установленное ей регулирование основано на объективных критериях и учитывает специфику дорожно-транспортной обстановки на территориях данных субъектов Российской Федерации как крупнейших городских населенных пунктов Российской Федерации.

Новый комментарий с пояснениями (расшифровка) к статье 12.19 КоАП РФ

1. Объектами рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Статья состоит из четырех частей.

2. С объективной стороны комментируемое административное правонарушение выражается в нарушении правил остановки и стоянки, определенных разделом 12 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

3. Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает ответственность в случае, если водитель в нарушение запрета (п. 12.4 Правил) осуществляет остановку на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, создавая при этом помехи движению трамвая; на мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними; на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении и др. Стоянка запрещается в местах, где запрещена остановка, а также вне населенных пунктов на проезжей части дороги, обозначенных знаком 2.1 (см. приложение 1 к Правилам дорожного движения) и ближе 50 м от железнодорожных переездов.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность водителей за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.

5. По ч. 3 данной статьи водители несут ответственность за остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе (за исключением вынужденной остановки), а равно за нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов.

Пункт 12.2 Правил хотя и разрешает стоянку на тротуаре, но с условием, что это не будет препятствовать движению пешеходов. Под препятствием здесь следует понимать расположение транспортного средства на тротуаре, делающее невозможным проход пешеходов по тротуару и вынуждающее их выходить на проезжую часть дороги.

6. В ч. 4 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение правил остановки и стоянки, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле. Под препятствием здесь следует понимать создание ситуации, затрудняющей, а порой и прекращающей процесс бесперебойного движения других транспортных средств (стоянка посередине дороги, стоянка на выезде с прилегающей территории и т.п.). Остановка и стоянка в тоннеле запрещены Правилами дорожного движения.

Учитывая опасность правонарушения, законодатель счел необходимым применять к нарушителям наряду со штрафом и такую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства (см. ст. 27.13 Кодекса).

7. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются водители транспортных средств.

8. С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом.

9. Дела о правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы по указанным нарушениям составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).