Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

3. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 11.8 КоАП РФ

1. Положения комментируемой статьи включают в свое содержание два самостоятельных правонарушения, при этом факт управления судном лицом, не имеющим на это права, можно рассматривать в качестве частного случая нарушения правил эксплуатации судна. Данный состав выделен в качестве самостоятельного ввиду его особой значимости для безопасности судового движения. Содержание указанных составов правонарушений определяется сквозь призму нормативных актов, регламентирующих правила эксплуатации судов. Правила эксплуатации судов нашли свое нормативное закрепление в таких нормативных актах, как:

— Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ;

— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ;

— Приказ Минтранса РФ от 26.09.2001 N 144 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов»;

— Приказ Минтранса РФ от 09.12.2010 N 277 «Об утверждении правил регистрации судов и прав на них в морских портах».

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в управлении незарегистрированным судном, а также судном, не прошедшим технический осмотр. Статья 23 КТМ РФ и ст. 34 КВВТ РФ предусматривает возможность допуска судна к плаванию только после подтверждения факта его соответствия требованиям безопасности мореплавания и судоходства. Судно может быть допущено к плаванию, если оно удовлетворяет требованиям, указанным КТМ РФ, КВВТ РФ, Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ, нормативными актами Минтранса России, например, о выходе в море судов внутреннего водного транспорта, по плаванию судов в ледовых и штормовых условиях. Например, согласно положениям указанного Закона к числу нарушений правил эксплуатации судов могут быть отнесены нарушения запретных для плавания и признанных временно опасными для плавания районов, в которых запрещаются или ограничиваются плавание, постановка на якорь, плавание с вытравленной якорь-цепью и др. Решение об установлении таких районов принимает Правительство РФ.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, составляет управление судном ненадлежащим лицом, т.е. таким субъектом, который не имеет права управления судном либо передал право управления такому лицу. Допуск лиц к управлению судами морского и внутреннего водного транспорта производится в порядке, установленном КТМ РФ, КВВТ РФ, Приказом Минтранса России от 15.03.2012 N 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов», уставами службы на судах морского и речного флота и иными нормативными актами. Порядок предоставления права управления маломерными судами регулируется Правилами аттестации граждан на право управления судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам РФ, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 12.09.1995 N 359.

Объект правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, составляет безопасность плавания и эксплуатации водных судов, предусмотренная указанными выше Правилами и иными нормативными актами.

2. Субъекты правонарушения разграничиваются применительно к каждому составу нарушений, предусмотренных комментируемой статьей. Так, нарушение правил эксплуатации судов, в том числе отсутствие его регистрации, непрохождение технического осмотра и т.п. может быть допущено только субъектом, в собственности или владении которого находится соответствующее транспортное средство. Таким образом, субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, могут быть только судоводители, имеющие соответствующее свидетельство на право судовождения.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2, выступают лица, осуществляющие управление судном без соответствующего на то права, а также судовладельцы и иные лица, передавшие управление судном лицу, не имеющему такого права. Не имеющими права на управление судном признаются лица, не получившие его в установленном порядке или лишенные такого права, а также лица, обладающее таким правом в отношении судна (судов) другой категории.

Субъективную сторону рассматриваемых правонарушений в равной степени составляет как умысел, так и неосторожность. Одновременно следует заметить, что управление судном лицом, не имеющим такого права, как правило, совершается с умышленной формой вины.

Предметом судебного разбирательства по делам, связанным с применением комментируемой статьи, зачастую становится неуплата, а также несвоевременная уплата штрафных санкций, применяемых уполномоченным должностным лицом.

Так, Лукьянов, будучи привлеченным к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ на основании постановления от 21.10.2013 N 1063 к наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей, не оплатил его в установленный законом срок — до 05.01.2014, в связи с чем в отношении его составлен протокол об административном правонарушении от 14.01.2014 за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. По результатам судебного разбирательства решением от 10.02.2014 мирового судьи судебного участка N 74 г. Амурска и Амурского района Хабаровского края, Лукьянов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и в качестве меры ответственности ему назначен штраф в размере 2000 рублей.

Анализ судебной практики реализации норм комментируемой статьи позволяет говорить о том, что нарушение правил эксплуатации судов является предметом не только административного, но и уголовного разбирательства.

Так, по делу N 1-181/2013 13 мая 2013 года г. Иркутским районным судом Иркутской области был вынесен приговор по делу о нарушении правил эксплуатации судна, создании угрозы жизни и здоровью граждан, согласно которому судоводитель Селезнев В.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 238 ч. 1 УК РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.