Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Комментарий к Ст. 11.8 КоАП РФ

1. Положения комментируемой статьи включают в свое содержание два самостоятельных правонарушения, при этом факт управления судном лицом, не имеющим на это права, можно рассматривать в качестве частного случая нарушения правил эксплуатации судна. Данный состав выделен в качестве самостоятельного ввиду его особой значимости для безопасности судового движения. Содержание указанных составов правонарушений определяется сквозь призму нормативных актов, регламентирующих правила эксплуатации судов. Правила эксплуатации судов нашли свое нормативное закрепление в таких нормативных актах, как:

— Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ;

— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ;

— Приказ Минтранса РФ от 26.09.2001 N 144 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов»;

— Приказ Минтранса РФ от 09.12.2010 N 277 «Об утверждении правил регистрации судов и прав на них в морских портах».

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в управлении незарегистрированным судном, а также судном, не прошедшим технический осмотр. Статья 23 КТМ РФ и ст. 34 КВВТ РФ предусматривает возможность допуска судна к плаванию только после подтверждения факта его соответствия требованиям безопасности мореплавания и судоходства. Судно может быть допущено к плаванию, если оно удовлетворяет требованиям, указанным КТМ РФ, КВВТ РФ, Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ, нормативными актами Минтранса России, например, о выходе в море судов внутреннего водного транспорта, по плаванию судов в ледовых и штормовых условиях. Например, согласно положениям указанного Закона к числу нарушений правил эксплуатации судов могут быть отнесены нарушения запретных для плавания и признанных временно опасными для плавания районов, в которых запрещаются или ограничиваются плавание, постановка на якорь, плавание с вытравленной якорь-цепью и др. Решение об установлении таких районов принимает Правительство РФ.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, составляет управление судном ненадлежащим лицом, т.е. таким субъектом, который не имеет права управления судном либо передал право управления такому лицу. Допуск лиц к управлению судами морского и внутреннего водного транспорта производится в порядке, установленном КТМ РФ, КВВТ РФ, Приказом Минтранса России от 15.03.2012 N 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов», уставами службы на судах морского и речного флота и иными нормативными актами. Порядок предоставления права управления маломерными судами регулируется Правилами аттестации граждан на право управления судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам РФ, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 12.09.1995 N 359.

Объект правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, составляет безопасность плавания и эксплуатации водных судов, предусмотренная указанными выше Правилами и иными нормативными актами.

2. Субъекты правонарушения разграничиваются применительно к каждому составу нарушений, предусмотренных комментируемой статьей. Так, нарушение правил эксплуатации судов, в том числе отсутствие его регистрации, непрохождение технического осмотра и т.п. может быть допущено только субъектом, в собственности или владении которого находится соответствующее транспортное средство. Таким образом, субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, могут быть только судоводители, имеющие соответствующее свидетельство на право судовождения.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2, выступают лица, осуществляющие управление судном без соответствующего на то права, а также судовладельцы и иные лица, передавшие управление судном лицу, не имеющему такого права. Не имеющими права на управление судном признаются лица, не получившие его в установленном порядке или лишенные такого права, а также лица, обладающее таким правом в отношении судна (судов) другой категории.

Субъективную сторону рассматриваемых правонарушений в равной степени составляет как умысел, так и неосторожность. Одновременно следует заметить, что управление судном лицом, не имеющим такого права, как правило, совершается с умышленной формой вины.

Предметом судебного разбирательства по делам, связанным с применением комментируемой статьи, зачастую становится неуплата, а также несвоевременная уплата штрафных санкций, применяемых уполномоченным должностным лицом.

Так, Лукьянов, будучи привлеченным к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ на основании постановления от 21.10.2013 N 1063 к наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей, не оплатил его в установленный законом срок — до 05.01.2014, в связи с чем в отношении его составлен протокол об административном правонарушении от 14.01.2014 за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. По результатам судебного разбирательства решением от 10.02.2014 мирового судьи судебного участка N 74 г. Амурска и Амурского района Хабаровского края, Лукьянов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и в качестве меры ответственности ему назначен штраф в размере 2000 рублей.

Анализ судебной практики реализации норм комментируемой статьи позволяет говорить о том, что нарушение правил эксплуатации судов является предметом не только административного, но и уголовного разбирательства.

Так, по делу N 1-181/2013 13 мая 2013 года г. Иркутским районным судом Иркутской области был вынесен приговор по делу о нарушении правил эксплуатации судна, создании угрозы жизни и здоровью граждан, согласно которому судоводитель Селезнев В.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 238 ч. 1 УК РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.