Статья 11.6. Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте

1. Нарушение порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней, устройство заколов и иных приспособлений для добычи (вылова) водных биологических ресурсов в не установленных для этой цели местах без согласования в установленном порядке с администрацией районов водных путей и гидросооружений, а равно проведение без надлежащего разрешения водолазных работ в портовых водах или несоблюдение правил подачи сигналов во время проведения этих работ —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Уничтожение или повреждение сооружений и устройств связи и сигнализации на судах морского транспорта, внутреннего водного транспорта, плавучих и береговых средств навигационного оборудования или технических средств и знаков судоходной и навигационной обстановки, средств связи и сигнализации, а равно повреждение портовых и гидротехнических сооружений, срыв или установка без надлежащего разрешения (согласования) знаков, сооружений, источников звуковых и световых сигналов, создающих помехи в опознании навигационных знаков и сигналов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей.

3. Нарушение правил содержания и установленного режима эксплуатации навигационного оборудования на мостах, плотинах и других гидротехнических сооружениях —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Комментарий к Ст. 11.6 КоАП РФ

1. Транспортные средства рассматриваются действующим законодательством в качестве источника повышенной опасности, в связи с чем действующее законодательство предусматривает повышенные требования к деятельности, связанной с их эксплуатацией. В настоящее время водный транспорт становится все более доступным и востребованным. В этой связи повышается степень риска и опасности причинения вреда при эксплуатации данного вида транспорта. Обеспечение безопасности на водном транспорте выступает в качестве одной из важнейших задач законодателя.

Порядок использования поверхностных водных объектов регламентирован ст. 47 Водного кодекса РФ. Требования безопасности движения на водном транспорте определены Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»; Кодексом внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 N 24-ФЗ; Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и иными нормативными актами. Несмотря на то что нормы комментируемой статьи по своей сути отражают три самостоятельных состава правонарушений, все они объединены общими признаками. Нарушение правил обеспечения безопасности на водном транспорте обусловлено созданием или разрушением ряда специальных объектов, а также несоблюдением установленных правил их эксплуатации. Объективную сторону правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, составляет нарушение установленных правил движения по водным объектам. При этом в качестве обязательного признака объективной стороны в рамках ч. 1 настоящей статьи КоАП РФ указывает отсутствие согласования с администрацией районов размещения отдельных объектов, а также отсутствие разрешения на проведение отдельных видов работ.

Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является безопасность движения морского и внутреннего водного транспорта, которая напрямую зависит от соблюдения правил плавания.

2. Субъектом правонарушений выступают физические и должностные лица. Общие требования к физическим лицам, которые подлежат привлечению к ответственности, в частности, достижение возраста данного вида ответственности — 16 лет и отсутствие заболеваний, препятствующих осознанию значения своих действий и руководства ими. Должностным лицом признается физическое лицо, в обязанности которого в силу его должностного положения вменяется обеспечение безопасности на водном транспорте. Исключение из данного правила составляет ч. 3 настоящей статьи, которая рассматривает в качестве субъекта правонарушения исключительно должностных лиц, в обязанности которых вменяется эксплуатация навигационного оборудования на мостах, плотинах и других гидротехнических сооружениях.

Субъективная сторона правонарушений, установленных комментируемой статьей, охватывает собой как умысел, так и неосторожность. В качестве единственно возможной меры ответственности за совершение деяния, предусмотренного настоящей статьей, Кодекс предусматривает штраф, размеры которого варьируются не только применительно к обстоятельствам совершения правонарушения, но и с учетом категории субъектов, совершивших его.

Судебная практика по рассмотрению правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, достаточно обширна. При этом большинство обращений в суды связаны с оспариванием субъектами транспортной инфраструктуры административных штрафов, наложенных на них органами Ространснадзора за нарушения по обеспечению транспортной безопасности и соблюдению законодательства в данной области. Как правило, суды оставляют решения органов Ространснадзора без изменений (статистика позволяет говорить о 90% случаев оставления решения Роспотребнадзора без изменения, а жалобы без удовлетворения) <4>.
———————————
<4> http://www.nalscom.ru/docs/sudebnaya_praktika/