Статья 11.14.1. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси

1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

2. Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 11.14.1 КоАП РФ

1. Нормы комментируемой статьи являются новыми для российской правовой системы и обусловлены они необходимостью упорядочения оказания транспортных услуг легковыми такси. В настоящее время данный вид деятельности достаточно востребован и реализуется любыми субъектами с многочисленными нарушениями действующего законодательства и норм настоящей статьи в том числе. Несмотря на введение в действие указанных правовых предписаний, рынок легковых такси остается в большинстве случаев хаотичным и неконтролируемым. Нередко в угоду прибыли водителями такси создается угроза безопасности их пассажиров, а также багажа или грузов.

Объектом правонарушений, регламентируемых настоящей статьей, выступают отношения по обеспечению безопасности пассажиров, грузов и багажа при их перевозке легковыми такси, т.е. создание таких условий, при которых отсутствует какой-либо риск реализации угрозы безопасности. Правила осуществления перевозки пассажиров, грузов и багажа определены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

2. Объективная сторона рассматриваемых деяний выражается в нарушении требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 в части осуществления перевозок легковым такси. Следует заметить, что объективная сторона деяний, предусмотренных настоящей статьей, в большинстве случаев выражается в форме бездействия, т.е. в неисполнении обязательных требований действующего законодательства.

Определяя объективную сторону рассматриваемых правонарушений, КоАП РФ ограничивается лишь общими положениями, отсылая к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Суть объективной стороны рассматриваемых деяний сводится к неисполнению следующих обязательных требований:

— отсутствие в салоне легкового такси обязательной информации. В соответствии с п. 37 Правил к числу такой информации относятся следующие сведения:

наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора — также фамилия кондуктора;

наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

указатели мест расположения огнетушителей;

указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил;

— невыдача пассажиру кассового чека или квитанции строгой отчетности, которые должны отражать следующие сведения о перевозчике:

наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси — делается запись «Квитанция на оплату пользования легковым такси, серия, номер». Серия и номер печатаются типографским способом;

наименование фрахтовщика — указываются наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика (перевозчика);

дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси: указываются число, месяц и год оформления квитанции на оплату пользования легковым такси;

стоимость пользования легковым такси цифрами и прописью: указываются взысканные с фрахтователя средства в рублях и копейках за пользование легковым такси. В случае если плата за пользование легковым такси осуществляется на основании тарифов за расстояние перевозки и (или) время пользования легковым такси, указываются показания таксометра, на основании которых рассчитывается стоимость пользования легковым такси;

фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

— отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства.

В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси, в соответствии с подп. «в» п. 3 ч. 16 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны обеспечить прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

В соответствии с письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» и утвержденными Минздравом России совместно с Минтрансом России Методическими рекомендациями «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» водители транспортных средств обязаны являться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. При отсутствии оснований для отстранения от работы, водитель допускается к работе. В этом случае медицинский работник ставит штамп в путевом листе медицинского осмотра, фамилию, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.

Несмотря на то что нормы комментируемой статьи являются сравнительно новыми, они уже нашли свое отражение и в судебной практике.

Так, по жалобе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы, мотивировав свое решение ненадлежащим сбором доказательств со стороны уполномоченного органа в части привлечения к административной ответственности индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозку пассажиров, грузов и багажа (см. подробнее: Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 по делу N 06АП-3245/2013).

Верховный Суд РФ разъяснил, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении. Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которому не были предварительно разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ. Допущенные уполномоченным органом нарушения установленного порядка привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности по настоящей статье не позволяют реализовать меры ответственности в отношении данного предпринимателя. В этой связи судебными органами акты уполномоченного органа отменены.

3. Субъектом рассматриваемых деяний выступают в равной мере физические, юридические и должностные лица. Физические лица, привлекаемые к административной ответственности по настоящей статье, в большинстве случаев выступают в качестве водителей такси либо индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров, грузов и багажа. Юридические лица по смыслу комментируемой статьи также должны рассматриваться в статусе перевозчиков, поскольку придание им иного статуса исключает возможность применения в отношении указанных субъектов мер ответственности, регламентированных настоящей статьей.

Особый интерес в данном случае представляют собой должностные лица. В большинстве случаев данная категория рассматривается применительно к осуществлению ими служебной деятельности в рамках уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления. Однако в данном случае подобный подход необоснован. В качестве должностных лиц по смыслу настоящей статьи следует рассматривать работников организации-перевозчика, в обязанности которых вменяется организация перевозочного процесса, соблюдение установленных правил перевозки пассажиров, грузов и багажа.

При определении субъектного состава рассматриваемого правонарушения следует обратить внимание на судебную практику.

Так, суд не согласился с доводами заявителя жалобы о том, что он не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.14.1 КоАП РФ, в связи с тем, что не получал разрешения, необходимого для осуществления деятельности по перевозке пассажиров, индивидуальным предпринимателем по следующим основаниям. По мнению суда, в соответствии с нормами ст. 11.14.1 КоАП РФ, отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, влечет наложение административного штрафа. Как следует из постановления должностного лица уполномоченного органа, проводившего проверку транспортного средства, местом работы нарушителя указано такси, что позволяет суду сделать вывод о том, что необходимое разрешение, на которое ссылается заявитель, должно было быть получено юридическим лицом, которое указано заявителем в постановлении по делу об административном правонарушении в качестве места работы, т.е. такси. Поскольку водитель такси также является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 11.14.1 КоАП РФ., действия должностного лица уполномоченного органа о привлечении лица к административной ответственности признаны судом законными и обоснованными (см.: решение Кировского районного суда г. Томска, вынесенное 24 мая 2012 г.)<13>.
———————————
<13> http://www.pravoved24.ru/ru/решение-от-08-06-2012-12-1372012/

4. Субъективная сторона рассматриваемого деяния в большинстве случаев характеризуется умышленной формой вины. Поскольку для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц данный вид деятельности является профессиональной деятельностью, осуществляемой на постоянной основе, то в первую очередь указанные субъекты должны быть осведомлены о порядке и правилах ее осуществления. Водители также обладают необходимой информацией о порядке прохождения медицинских осмотров и иных предъявляемых к ним законом требованиях, нарушение которых влечет за собой применение мер административной ответственности. Однако в отношении водителей субъективная сторона не исключает и неосторожной формы вины.