Статья 11.13. Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения

1. Выпуск (направление) в плавание судна (за исключением маломерного) лицом, ответственным за его эксплуатацию, без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию, либо с неукомплектованным экипажем, либо при несоответствии технического состояния судна имеющимся документам, либо с нарушением установленных правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания, а равно допуск к управлению судном или к его механизмам и оборудованию лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Выпуск в плавание маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, но не зарегистрированного в установленном порядке, или не прошедшего технического осмотра (освидетельствования), или имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или не укомплектованного снаряжением, или переоборудованного без соответствующего разрешения, а равно допуск к управлению маломерным судном лиц, не имеющих права управления этим судном либо находящихся в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию маломерных судов, в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Комментарий к Ст. 11.13 КоАП РФ

1. Положения комментируемой статьи отражают в своем содержании два самостоятельных состава административных правонарушений на водном транспорте, которые в значительной степени выходят за рамки наименования комментируемой нормы. Применительно к указанным правонарушениям разграничиваются и отдельные элементы их составов. Общим объектом правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, выступает нарушение общих требований безопасности плавания судов. Наряду с общим объектом, необходимо конкретизировать и непосредственный объект рассматриваемых деяний. Непосредственный объект разграничивается применительно к деяниям, предусмотренным ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи и охватывает собой нарушения правил выпуска судна в плавание, а также допуск к управлению судном лица, не соответствующего установленным требованиям.

Таким образом, объект рассматриваемых деяний связан с нарушением ряда нормативных актов, в том числе Правил государственной регистрации указанных судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144; Кодекса торгового мореплавания РФ, Кодекса внутреннего водного транспорта РФ; Приказа Минтранса РФ от 01.11.2002 N 138 «Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов» и ряда иных нормативных актов.

Объективная сторона деяний, регламентированных комментируемой статьей, в большинстве случаев характеризуется действиями, т.е. активной позицией уполномоченного субъекта, которая заключается в выдаче необходимых разрешений, в том числе на выход судна из порта и т.п. Полный перечень действий предусмотрен непосредственно предписаниями настоящей статьи и включает в себя следующие действия:

— выпуск (направление) в плавание судна (за исключением маломерного) без необходимых документов. Регламентируя объективную сторону рассматриваемого деяния, КоАП РФ одновременно определяет и перечень необходимых и обязательных для оформления документов судна, оформляемых для выхода судна из порта. Перечень таких документов включает в себя документы, удостоверяющие принадлежность судна, годность его к плаванию и т.п.;

— выпуск судна в плавание с неукомплектованным экипажем, последствия несоблюдения указанных требований нередко влекут за собой не только гибель судна, но и экипажа, например крушение рефрижератора «Вест» в Охотском море у берегов Камчатки <8>;
———————————
<8> http://www.fishkamchatka.ru/?cont=long&id=39025&year=2012&today=26&month=09

— выпуск (направление) судна, не соответствующего техническому состоянию, определенному в документации судна. Так, например, следствие полагает, что непосредственной причиной затопления дизельэлектрохода «Булгария» явилась негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки его экипажа; несоблюдение требований и правил безопасности судоходства, а также неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по занимаемым должностям судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов и учреждений как при подготовке судна к плаванию, так и при его эксплуатации в период навигации 2011 года. При этом авария и ее последствия обусловлены именно совокупностью этих нарушений <9>;
———————————
<9> http://www.news.vdv-s.ru/tags/булгария

— нарушение правил загрузки, норм пассажировместимости, т.е. выпуск судна с нарушением установленных для данного конкретного судна тоннажа. Данное нарушение является одним из наиболее распространенных деяний, в том числе и повлекших кораблекрушения, а также ряд иных тяжких последствий, например, эксперты в Госдуме полагают, что причиной кораблекрушения теплохода «Булгария» в Куйбышевском водохранилище стал перегруз судна при неправильной эксплуатации корабля. Сергей Шойгу, отчитываясь перед Президентом Дмитрием Медведевым, озвучил, что на борту было 208 человек, при этом 25 из них были незарегистрированными пассажирами, непонятно откуда взявшимися <10>;
———————————
<10> http://www.ieport.ru/30445-vladelec-bulgarii-vydvinul-svoyu-versiyu.html

— нарушение ограничений по району и условиям плавания, например, данное нарушение рассматривается специалистами в качестве одной из основных версий крушения лайнера «КостаКонкордия». По заявлению начальника Управления итальянских портов, судно отклонилось от курса и опасно приблизилось к берегу. Капитан судна признался на следствии, что решил подвести судно ближе к берегу острова Джильо и поприветствовать своего знакомого, бывшего капитана CostaConcordia, проживающего на острове, как делал это неоднократно в прошлом. 13 января команда на поворот была отдана с опозданием и судно вылетело на отмель <11>;
———————————
<11> http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Крушение_лайнера_Costa_Concordia

— допуск к управлению судном или к его механизмам и оборудованию лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения.

По данным Союза российских судовладельцев и инспекции Тихоокеанского бассейна Российского морского регистра судоходства только в 2004 г. зарегистрировано 35 аварийных случаев, из которых 4 кораблекрушения и 8 пожаров, остальные аварийные случаи связаны с нарушением ПТЭ, технических условий на ремонт, а также с нарушением основ правил судовождения — 10 случаев <12>.
———————————
<12> http://www.webground.su/rubric/2010/05/23/biznes_transport_i_logistika/retro/

2. Объективная сторона деяния, установленного ч. 2 комментируемой статьи, охватывает собой лишь одну категорию судов — маломерные. При этом указанная норма также акцентирует внимание на необходимости соблюдения установленного порядка регистрации и эксплуатации такого судна. Действия, составляющие объективную сторону правонарушения в отношении маломерного судна, охватывают собой общие нарушения, характерные для любых категорий судов, например выпуск судна с неукомплектованным экипажей, с техническими неисправностями. Указанные нарушения регламентированы в качестве правонарушения и ч. 1, что позволяет говорить об их общем характере и применении в отношении любого судна. Предметом регулирования комментируемого предписания являются и специальные правила, установленные для маломерных судов, в частности наличие его регистрации, если таковая предусмотрена законодательством. Федеральный закон от 23.04.2012 N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» предусматривает, что государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:

— маломерные суда, длина которых не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на которых не должно превышать двенадцать;

— прогулочные суда, общее количество людей на которых не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, используемые в некоммерческих целях и предназначенные для отдыха на водных объектах;

— спортивные парусные суда, построенные или переоборудованные для занятий спортом, использующие в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемые в некоммерческих целях.

Одновременно следует заметить, что не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Следует обратить внимание, что в качестве нарушения признается не только отсутствие регистрации судна, но и непрохождение технического осмотра таким судном. Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.10.2012 N 608 утвержден Административный регламент МЧС РФ предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ. В соответствии с данным Регламентом прохождение технического осмотра маломерными судами является обязательным в следующих случаях:

— перед регистрацией маломерных судов, не прошедших сертификацию на заводе-изготовителе или индивидуальной постройки;

— регулярный технический осмотр периодичностью раз в пять лет. При этом отсчет даты очередного освидетельствования осуществляется не от даты последнего осмотра, а от даты регистрации судна в ГИМС;

— осмотр судов перед перегоном или переходом в другой регион;

— осмотр после ремонта или устранения замечаний по предыдущему техническому осмотру.

Немаловажное место в структуре объективной стороны занимает и допуск к управлению маломерным судном лица, не имеющего такого права либо пребывающего в состоянии опьянения. Данное основание носит общий характер и распространяется на различные категории судов. Отсутствие специального разрешения на управление судном свидетельствует об отсутствии у такого лица специальных знаний и навыков, необходимых для надлежащего управления судном в безопасном режиме. В качестве одной из угроз безопасности плавания судна выступает состояние опьянения лица, осуществляющего управление им. При этом следует заметить, что закон рассматривает данное состояние в общем смысле, включая в него как алкогольное, так и токсическое, наркотическое и иные формы опьянения. Определяющим критерием в данном случае выступает невозможность такого субъекта руководить своими действиями, сознавать их значение и предвидеть последствия совершения действия или принятия решения, а также своевременного предотвращения угрозы безопасности судна, экипажа и пассажиров. Отсутствие возможности понимать и объективно оценить свои действия свидетельствует о недооценке риска реализации угроз безопасности судна, а также потенциальной угрозы его гибели. В этой связи допуск лица, находящегося в состоянии опьянения, к управлению судном является недопустимым. Само такое лицо уже следует рассматривать в качестве потенциальной угрозы безопасности плавания судна.

3. Предусмотренные комментируемой статьей правонарушения характеризуются специальным субъектным составом. К административной ответственности могут быть привлечены исключительно должностные лица, т.е. такие лица, которые уполномочены на выпуск судна в плавание, проверку соответствия его документации и технического состояния и т.п. Таким образом, субъектом правонарушения в данном случае выступает не любое должностное лицо, а лишь то, в обязанности которого вменяется выполнение действий, составляющих объективную сторону данных правонарушений. В большинстве случаев к ответственности по данной статье привлекаются капитаны портов либо руководители базы маломерных судов, поскольку они обладают специальными знаниями в части соблюдения правил плавания, а также обеспечения безопасности судна. По смыслу комментируемой статьи в качестве одного из субъектов могут рассматриваться судовладельцы, собственники судов, особенно маломерных. Однако они не только не обладают специальными знаниями и навыками, но и, как правило, не осуществляют непосредственный выпуск судна. Более того, в обязанности соответствующего должностного лица вменяется недопущение собственника судна или судовладельца, находящегося в состоянии опьянения, к управлению судном. Таким образом, в качестве субъекта ответственности следует рассматривать исключительно уполномоченное должностное лицо.

Характер действий, предусмотренных комментируемой статьей в качестве объективной стороны рассматриваемых правонарушений, свидетельствует о возможности их совершения с умышленной формой вины. Неосторожный выпуск судна с указанными нарушениями либо допуск несоответствующего лица к управлению судном представляется невозможным. Таким образом, закономерно вести речь исключительно о прямом или косвенном умысле.